В апреле в посёлке Голышманово на базе школы № 2 проходил второй районный конкурс по робототехнике и интеллектуальным системам. В нём приняли участие больше тридцати учащихся. Это воспитанники робототехнических кружков шести школ района и Центра дополнительного образования.
– Я с другом Арманом Шабановым защищала проект по изготовлению робота-сортировщика, – рассказывает одна из конкурсанток Даяна Исмакова. – Он занимался сборкой, а я программированием модели. Наш робот многофункциональный: захватывает мусор и относит в указанное место, умеет распознавать предметы по цвету. Возможно, разработка пригодится в будущем. Меня очень волнует тема экологии. Ещё три года назад писала письмо нашему президенту Владимиру Путину о том, что сейчас на свалках сжигают твёрдые бытовые отходы, в атмосферу выделяются вещества, вредные для здоровья. Чтобы такого не было, нужно строить мусороперерабатывающие заводы и наладить раздельный сбор мусора. Мне ответили: вопрос будет рассмотрен обязательно.
Всего на конкурсе было презентовано пять проектов учащимися поселковых школ № 1, № 2, № 4 и Среднечирковской школы. Также юные изобретатели создавали и программировали роботов, испытывали их на четырёх соревновательных площадках. По словам судьи конкурса, педагога школы № 4 Ирины Кузьминых, районный конкурс организован по аналогии со Всемирной робототехнической олимпиадой.
– Ребята стараются совершенствоваться в программируемой робототехнике на школьных кружках и сами стремятся постигать что-то новое, – отметила Ирина Геннадьевна. – Тренеры стали гораздо лучше разбираться в этой теме, но требования ежегодно повышаются. Минус в том, что не успеваем за оснащением, в городах оно современнее. Мечтаю, чтобы в посёлке Голышманово появился центр по робототехнике, вроде мини-технопарка, чтобы у наших ребят было больше возможностей для развития инженерно-технических способностей.
Три года на базе школы № 4 действует районная площадка по изучению робототехники. Здесь И.Г. Кузьминых проводит два занятия в год для детей и столько же – для учителей. Нынче приезжали из школы № 1, Малышенской и Голышмановской сельских школ. В робототехническом кружке у Ирины Геннадьевны занимаются 25 разновозрастных детей. В школе № 2 три десятка ребят постигают основы робототехники под руководством Анны Стыжных.
– Сейчас у нас в наличии четыре современных набора Mindstorms Education EV3 и один комплект NXT, – сказала она. – С увеличением количества ресурсов появилась возможность привлечь в кружок больше детей. Ещё лет пять будем работать на LEGO, у которого лишь одноядерный процессор. Думаю, потом в школы начнут приобретать более продвинутое оборудование. Например, TRIK – это разработка питерских учёных. Они используют детали из советского конструктора и четырёхъядерный процессор. Такой комплект позволяет выполнять очень много операций.
На конкурс приезжали гости из села Омутинского за практическим опытом проведения соревнований. Дмитрий Белкин преподаёт техническое моделирование и робототехнику в Центре внешкольной работы. Пока занятия посещают лишь шестеро ребятишек.
– Для развития технических способностей много не нужно: порой достаточно простой консервной банки и моторчика. Всё зависит от желания ребёнка и умения педагога заинтересовать его, – рассуждает Д.В. Белкин. – Из LEGO можно смастерить всё, что угодно. Мы с ребятами недавно сделали принтер. Оборудование у нас такое же, только специальных полей для соревнований нет. У ваших ребят накоплены хорошие знания, собирают интересные модели. На первый взгляд робототехнические соревнования кажутся игрой, но это не игра, а продвижение научно-технического прогресса. Молодёжь с интересом включилась в создание новых изобретений, сегодняшние ученики – инженерное будущее России.
Комплекты по робототехнике есть в каждой школе Голышмановского района, но активнее работа ведётся в школах № 2 и № 4. Неоднократно учащиеся этих образовательных учреждений бывали на выездных соревнованиях в Тюмени и даже в Сочи. Теперь уже и сельские школьники составляют конкуренцию ученикам из поселковых школ.
Победителями второго муниципального робототехнического конкурса в своих категориях стали Захар Вербенский и Станислав Чудинов из Голышмановской сельской школы, Илья Швецов, Анатолий Кириенко, Алексей Стыжных, Никита Овчинников и Виталий Киселёв из школы № 2, Артём Гуликян, Андрей Корзухин из школы № 4. В защите проектов отличились Андрей Князев из школы № 1, Диана Любенко и Екатерина Чалкова из школы № 2, Даяна Исмакова и Арман Шабанов из школы № 4. Все участники конкурса награждены дипломами и подарочными сертификатами. Победители примут участие в региональном этапе Всероссийской робототехнической олимпиады в городе Тюмени.
Фото Алексея БОДРОВА