Медиакарта
11:31 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Единороссы организовали обсуждение проблем и достижений тюменского образования

На расширенное заседание фракции «Единая Россия» Тюменской областной Думы 24 мая собрались представители региональной власти и образовательных учреждений области. Модератором площадки выступил ректор Тюменского государственного университета, областной депутат Валерий Фальков.

Руководитель фракции Андрей Артюхов, открывая заседание, отметил, что это уже третья встреча в рамках нового формата работы – с привлечением представителей регионального правительства и руководителей крупных предприятий и учреждений. Предыдущие два были посвящены развитию агропромышленного комплекса и импортозамещению в нефтегазовой отрасли.

«Образование – это сфера, которая всегда волнует общественность, одна из важнейших.
Напомню, что в своем ежегодном послании президент поставил задачи решить проблему третьих, а затем и вторых смен, приложить дополнительные усилия по повышению квалификации учителей. По инициативе фракции «Единая Россия» Госдумы в бюджет было заложено 25 миллиардов на строительство новых школ. Сейчас этот процесс активно идет в Тюменской области и других регионах страны», – подчеркнул Андрей Артюхов.

Между правительством, департаментом образования и депутатами сегодня налажена тесная, плодотворная работа, депутаты «Единой России» являются координаторами системных, смысловых проектов в отрасли, посвященных доступности дошкольного образования, патриотическому воспитанию, доступной среде и другим темам, отметил директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер.

Совершенствование школьного и дошкольного образования

Райдер рассказал о результатах реализации государственной программы по развитию образования и науки, сделав акцент на 2016 год.

«Сегодня в госпрограмме всего две крупные задачи. Во-первых, это достижение результатов образования нового качества, сюда входит внедрение новых федеральных стандартов, педагогических технологий, кадрового роста работников отрасли. Вторая задача – это развитие инфраструктуры. Это не только ввод новых мест в школьном и дошкольном секторах, сегодня мы пытаемся более комплексно создавать инфраструктуру развития и студентов, и школьников, и родительской среды. Благодаря этому родительское сообщество имеет возможность быть активно вовлеченным в нашу работу. Предприятия, заказчики кадров, которые готовы включаться в совместную деятельность, также уже пожинают плоды этой работы», – сообщил Алексей Райдер.

Директор департамента также добавил, что удалось внедрить новую культуру проектного подхода к решению задач. В области реализуется целая череда сетевых сквозных проектов как крупные, губернаторского масштаба, например, преобразования в вузовской среде, проект «Кадры под ключ» в среднем профессиональном образовании, так и менее крупные, но не менее значимые проекты на школьном и дошкольном уровнях по школьной робототехнике, научно-исследовательских обществ учащихся, патриотической работы.
В полном объеме в Тюменской области выполнены указы президента 2012 года, как в части плана по заработным платам и их соотношениям, так и в части создания многофункциональных центров прикладных квалификаций в системе среднего профессионального образования, развития движения WorldSkills и переориентации самой системы подготовки кадров на международные стандарты.

Масштабно решается задача охвата детей дошкольным образованием. «Одно дело – достигнуть стопроцентного охвата для детей от трех до семи лет, и совсем другая задача – при продолжающемся демографическом росте удерживать эту планку. Мы продолжаем повышать доступность для детей ясельного возраста и увеличили охват малышей от полутора до трех лет дошкольным образованием на 40%», – подчеркнул Алексей Райдер.
В планах до 2020 года – построить не менее 12 школ в городах и районах Тюменской области. Подготовлены и успешно прошли экспертизу на уровне Минстроя четыре типовые проекта школ. В целом, благодаря новому строительству, использованию ранее выведенных классных кабинетов, пересмотру динамичных расписаний начала учебных занятий в области будет создано 18 тысяч дополнительных мест для школьников.

Проблема третьей смены для нашего региона не актуальна, отметил Райдер, однако от второй смены отказаться не получится: «С одной стороны постоянно растет число школьников, с другой, если все дети региона будут учиться исключительно в первую смену, мы серьезно нагрузим систему дополнительного образования во второй половине дня. Важнее убрать переполненность школ, и программа по вводу новых мет позволит с этим справиться», – уверен директор департамента образования и науки.

Избежать утечки мозгов

За последние три года область в части развития высшего образования сделала очень большой шаг вперед, сообщил в своем выступлении, посвященном участию вузов в социально-экономическом и инновационном развитии региона, Валерий Фальков.
«Мы задействованы во всех значимых проектах. Тюменский госуниверситет входит в президентский проект повышения конкурентоспособности российских вузов –
5-100. Индустриальный университет участвует в программе опорных вузов», – напомнил депутат.

Для Тюменской области важно не допустить двух вещей, уверен Фальков: «Первая – это утечка лучших выпускников школ в столичные вузы. Тут мы должны создавать условия, чтобы лучшие оставались в том числе и на тюменской земле. А вторая – обеспечить мобильность, чтобы лучшие выпускники школ из соседних регионов поступали к нам».
Системную конкуренцию за абитуриента нужно начинать еще в его дошкольном возрасте. Сегодня созданы такие инструменты развития, которых нет в других регионах. Как пример – учебно-научные школы Тюменской области, которые реализуются всеми вузами совместно при активной поддержке правительства. Призеров и победителей всероссийских олимпиад из 8 субъектов РФ приглашают на каникулы в профильные интеллектуальные школы на базе загородных лагерей. За последние 1,5 года их посетило более 2 тысяч детей.
«В 2017 году благодаря поддержке депутатов фракции «Единая Россия» такая школа в большом масштабе будет проводится в Ишиме. В развитии находится еше один проект, аналогичных которому в соседних регионах пока не существует. В рамках программы 5-100 создана школа перспективных исследований, где будут работать 20 иностранных преподавателей из лучших мировых вузов», – сообщил Фальков.

Кадры на опережение

На конкретных примерах из практики об опережающей подготовке кадров при тесном взаимодействии с промышленниками рассказала директор Тюменского колледжа водного транспорта Тамара Шпак. «Практика подготовки кадров Тюменского колледжа транспортных технологий и сервиса для группы компаний «Автоград». Созданная модель образовательного процесса позволяет получать квалифицированного выпускника, не требующего доводки и адаптации для ведения трудовой деятельности», – отметила
Шпак.

Модели опережающей подготовки кадров созданы сегодня в Тюменском техникуме индустрии питания, коммерции и сервиса, Тобольском многопрофильном техникуме, Тобольском медицинском колледже, Ишимском многопрофильном техникуме, Лесотехническом техникуме. Многие из учреждений среднего образования работают напрямую с крупными представителями промышленности и ориентируются на подготовку специалистов под конкретные инвестиционные проекты.

Продолжила тему партнерского сотрудничества с производственным сектором директор тюменского лицея №81 Елена Лобовская:

«В 2015 году мы вошли в уникальный проект по созданию корпоративного класса с газовой компанией «Новатэк». Это позволило усилить материально-техническую базу учреждения, ребята в основное время изучают базовые предметы, а в рамках внеурочной деятельности занимаются разработкой различных проектов и более углубленным изучением предметов естественно-математического блока».

Тему подготовки кадров для агроэкономики затронул председатель комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Владимир Ковин. Он отметил, что сегодня в процессе обучения специалистов присутствуют совершенно другие подходы: узкопрофильное обучение, максимальное приближение к практике и производству, открытие агроклассов в 15 муниципальных районах.

«Важную роль для закрепления специалистов на селе играет комфортная жизненная среда. Уже около 10 лет в России и в области реализуется программа по обеспечению жильем молодых специалистов. Более 200 тысяч квадратных метров было построено и закуплено за это время под сельских специалистов», – подчеркнул Владимир Ковин.

По мнению вице-губернатора Сергея Сарычева, дискуссия получилась продуктивной. «Тема образования всех уровней будет актуальна всегда, и мы без сомнения будем считать ее приоритетной, с точки зрения материального оснащения, капитальных вложений.

Сегодня нужно максимально прислушиваться к конструктивным предложениям, которые исходят от родителей, экспертного сообщества. В сфере современного образования все должно меняться достаточно быстро, чтобы соответствовать требованиям современности, и чем больше мы говорим, обсуждаем различные темы и проблемы, тем лучше», – заключил вице-губернатор.

Автор: Ирина Иванова