Любознательность – хорошее качество для юных исследователей. В очередной раз убеждаюсь в этом, встречаясь с девятиклассницей Юргинской средней школы Анной Прахт. Она заняла третье место на региональной конференции историко-краеведческих работ «Мы живём в Сибири», которая проходила в областном центре. Её работа была отправлена на заочный этап уже всероссийской конференции исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество». Девушка стала финалисткой! Вылетела в Москву – на защиту своего проекта…
С Аней мы встретились по возвращению из столицы, когда все страхи и волнения от общения со строгим и компетентным жюри остались позади, а эмоции от встречи с городом, который по праву считается сердцем России, ещё не успели остыть. Она с восторгом говорила об одном из красивейших городов мира, куда за впечатлениями едут туристы – как отечественные, так и иностранные. А достопримечательностей в столице хватает.
– В Москве находились пять дней. Выступила сразу – в день приезда, 10 мая. Секция называлась «Земляки». Ребята приехали из разных уголков страны: Калмыкии, Астрахани, Пензы, Калуги, Кирова, Свердловска, Челябинска, не считая самой Москвы, – начала юная собеседница свой рассказ. – Были представлены очень интересные исследования. «История моей семьи в истории России» – тема моей работы, которую писала под руководством мамы Натальи Анатольевны Прахт, учителя русского языка и литературы второго корпуса Юргинской средней школы. Мама же и подсказала идею данного проекта. Материал собирала в течение лета. В результате описала жизнь своей прабабушки – немки по происхождению, которая была депортирована на Алтай. Сейчас ей 87 лет, живёт с дочерью в Татарске Новосибирской области.
– Как прошла защита? – интересуюсь.
– Первая защита состоялась на региональном уровне, в Тюмени. Вошла в призёры. В Москве, несмотря на то, что у меня уже был опыт выступления, волновалась намного больше. Признаюсь, страшновато было… Авторам могли задавать вопросы не только члены жюри, но и участники конференции. Я справилась с волнением, ответила на вопросы и стала дипломантом конференции. Маме, как руководителю, тоже передали Грамоту. Награды лауреата и дипломанта получили все ребята, которые приехали в составе Тюменской делегации. Вместе со мной область представляли ещё трое школьников – из Тюмени, Исетского и Ишимского районов.
Все пять дней были расписаны буквально по минутам. Первым делом любой турист отправляется на Красную площадь. Именно она и Московский Кремль привлекают людей. На территории старинной крепости расположены величественные соборы, Царь-колокол и Царь-пушка, Оружейная палата, Алмазный фонд. У Кремлёвской стены вот уже много лет возвышается Мавзолей В.И. Ленина. Красную площадь с одной стороны украшает храм Василия Блаженного, с другой – Исторический музей. Недалеко от крепости раскинулся прекрасный Александровский сад, где можно отдохнуть и полюбоваться ансамблем фонтанов.
– Особое впечатление на меня произвела выставка Алмазного фонда, которая расположена в здании Оружейной палаты. Видела корону императрицы Екатерины II, скипетр и державу, – при упоминании об этом у Ани вспыхивают искорки в глазах. – Посетили Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Съездили на экскурсию в музей-заповедник «Бородинское поле», который расположен в 130 километрах от Москвы. Там нам показали пушки французской армии того времени, макет Бородинского поля в день легендарного сражения 1812 года. Очень понравился Лефортовский парк – любимое место Петра I. А сколько ещё красивых мест: Центральный парк культуры и отдыха имени Горького – в центре Москвы, Выставка достижений народного хозяйства – крупнейший экспозиционный комплекс в мире!
Мы возвращаемся к исследованиям. «История моей семьи в истории России» – это не первая проектная работа. Имя Анны Прахт звучало в числе юных исследователей несколько лет назад. А точнее шесть. Классный руководитель Ольга Владимировна Гордиенко так интересно рассказывала своим третьеклассникам об окружающем мире, что у Ани появилось желание заняться проектной деятельностью. Она выбрала тему бездомных животных, провела анкетирование среди одноклассников, узнала их позицию, отношение к проблеме. С готовой работой съездила в Гимназию российской культуры при Тюменской государственной академии мировой экономики и права, где была отмечена грамотой за выбор актуальной и значимой темы. Эта награда была не первой, но очень важной для девочки.
– Став старше, вновь вернулась к проектной деятельности, – констатирует собеседница. – Под руководством учителя русского языка Елены Анатольевны Коровиной в прошлом учебном году изучала роль причастий и причастных оборотов в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». С презентацией ездила в Ишим, где заняла третье место в региональном конкурсе. Чуть позже данный проект представляла у нас – на базе Лесновской школы проходила межрайонная конференция юных исследователей. Не зря говорят, что дома и стены помогают, здесь я выступила более уверенно, заняла второе место.
В планах Анны – новый проект. Она мечтает создать генеалогическое древо. Наталья Анатольевна только «за»! Правда, прежде дочери надо успешно сдать ОГЭ, подготовка к аттестации сегодня – главная задача.