Медиакарта
20:03 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Итоги деятельности Управления Федерального казначейства по Тюменской области за 2016 год: основные перспективы и задачи

В декабре 2017 года исполняется 25 лет системе Федерального казначейства и 22 года с момента образования Управления Федерального казначейства по Тюменской области (далее – Управление).

В связи с тем, что деятельность органов Федерального казначейства многогранна, необходимо обозначить первоочередные результаты по основным ключевым функциям за 2016 год, которые состоят в следующем.

При исполнении Управлением своих бюджетных полномочий по учету поступлений и их распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в 2016 году в бюджеты различных уровней перечислено 349,3 млрд. рублей.

Данные  показатели ниже показателей 2015 годом на 2,6 млрд. рублей или на 0,8 %. Основная причина снижения данного показателя заключается в снижении поступлений в уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых.

Основными доходными источниками формирования бюджетов на территории юга Тюменской области по-прежнему остаются платежи за пользование природными ресурсами, страховые взносы на обязательное  социальное страхование, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

В 2016 году взаимодействие по вопросам учета поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Управление осуществлялось с 513 органами государственной власти и органов местного самоуправления по 574 лицевым счетам, исполнено свыше 5 млн. операций по учету и распределению поступлений.

При этом сумма невыясненных поступлений, зачисляемых

в федеральный бюджет, в 2016 году  составила 1,9 млрд. рублей,  из них   99,9 % уточнены в течение года. Здесь следует отметить, что объем невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, в разрезе предыдущих 3 лет имел тенденцию к снижению, именно, благодаря проводимой Управлением работе по своевременному уточнению невыясненных сумм денежных поступлений.

Исходя из бюджетных полномочий, делегированных органам Федерального казначейства, Управлением в 2016 году обеспечено прогнозирование доходов бюджетов субъекта и бюджетов муниципальных образований от уплаты акцизов на нефтепродукты с учетом установленных законом о бюджете Тюменской области  дифференцированных нормативов отчислений в бюджеты субъекта и муниципальных образований. Исполнение прогнозных показателей за 2016 год составило 104 %.

В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части обеспечения снижение административных издержек для граждан и организаций, связанных с получением государственных и муниципальных услуг, в 2016 году Управлением проводилась разъяснительная работа с финансовыми органами городов и районов Тюменской области, кредитными учреждениями, УГИБДД  УМВД по Тюменской области и другими органами по вопросам взаимодействия с государственной информационной системой государственных и муниципальных платежей.

В рамках выполнения полномочий по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, проведению операций со средствами неучастников бюджетного процесса и в целях совершенствования кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, в 2016 году Управлением осуществлялось санкционирование расходов федерального бюджета с применения новой структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации. 

В 2016 году запущен механизм казначейского сопровождения, который позволяет реализовать принцип предоставления денежных средств непосредственно «под потребность».

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 359-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 г. № 70, в течение 2016 года в Управлении осуществлялось казначейское сопровождение государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, позволив тем самым сократить уровень дебиторской задолженности и остатки неиспользованных средств на счетах организаций.

В течение 2016 года производился еженедельный мониторинг операций, осуществляемых на лицевых счетах, открытых юридическим лицам

в рамках казначейского сопровождения государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения.

В рамках казначейского сопровождения поступило авансовых платежей в сумме 606,3 млн. рублей, при этом, кассовые выплаты составили 592,2 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2017 года Управление осуществляет учет операций участников и неучастников бюджетного процесса федерального уровня на 415 лицевых счетах.

В рамках исполнения полномочий по доведению до распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования Управление за отчетный период обеспечило своевременное доведение лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований в сумме 27,9 млрд. рублей, при этом кассовое исполнение федерального бюджета оставило 98,7%.

Как положительный результат проведенной работы также следует отметить организацию кассового обслуживания федеральных бюджетных и автономных учреждений при санкционировании расходов федеральных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Количество принятых от федеральных бюджетных учреждений Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению составило 104 документа. Для сравнения в 2014 – 158 документ, в 2015 – 133 .

В 2016 году органы Федерального казначейства в соответствии

со статьей 242.6 Бюджетного кодекса и частью 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ приступили к организации исполнения решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства казенных, бюджетных и автономных учреждений (далее – Решения о взыскании).

В результате осуществления органами Федерального казначейства функции, предусматривающей упрощенный, внесудебный порядок, исполнения решений о взыскании, значительно сократилось время поступления средств в бюджеты.

По состоянию на 1 января 2017 года в адрес Управления поступило 58 решений налоговых органов сумму 1,9 млн. рублей.

Решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства казенных учреждений, поступило 38 документов на сумму 1,3 млн. рублей.

Решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных (автономных) учреждений 20 документов на сумму 599,7 тыс. рублей.

Исполнено решений налоговых органов – 38 (65 %) на сумму 1,5 млн. рублей.

Осуществление Управлением государственной функции организации исполнения судебных актов в отчетном периоде дало следующие результаты: количество предъявленных исполнительных документов составило 534 документа на сумму 53,6 млн. рублей, количество возвращенных исполнительных документов составило 155 штук на сумму 9,5 млн. рублей, количество исполненных исполнительных документов составило 409 документов на сумму 73,3 млн. рублей.

В разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которого находятся казенные учреждения, к лицевым счетам которых предъявлялись исполнительные документы наибольшее количество предъявлено к учреждениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (35%), Министерства обороны Российской Федерации (16%), Федеральной налоговой службы России (10%).

В 2014 – 2015 годах лидирующие позиции по данному показателю занимали учреждения, подведомственные Федеральной налоговой службе России и Федеральной службы исполнения наказаний России.

Основной категорией взыскания по предъявленным исполнительным документам в 2016 году являются судебные расходы (госпошлина и судебные издержки). На данную категорию приходится 47% от количества предъявленных исполнительных документов. В 2014 и 2015 годах основной категорией также являлось взыскание суммы государственных пошлин.

Значительное увеличение предъявленных к исполнению судебных актов, а также суммы взыскания основного долга (неустойки, пени, штрафов и убытков, причиненных) по неисполненному договору(контракту); неосновательное обогащение (проценты за пользование чужими денежными средствами) связано с уменьшением финансирования расходов учреждений подведомственных  Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству обороны Российской Федерации. 

Следующим направлением деятельности органов федерального казначейства является кассовое обслуживание бюджета Тюменской области, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ГВФ РФ).

В 2016 году в УФК по Тюменской области по данному направлению производились платежные операции с использованием 1 тыс. 206 расчетных счетов, из них:

областной бюджет - 96  счетов (40201 – 1 шт., 40116 – 95 шт.);

местные бюджеты –1081 счетов (40204– 318 шт.,  40116 – 683 шт., 40302 – 77 шт.);

бюджет ПФР – 21 счет (40401- 1шт., 40116 – 19 шт., 40302 – 1 шт.);

бюджет ФСС – 6 счетов (40402 – 1шт., 40116 – 4 шт., 40302 – 1шт.);

бюджет ТФОМС – 2 счета (40404 – 1 шт., 40116 – 1 шт.).

По состоянию на 1 января 2017 года в органе Федерального казначейства по Тюменской области ведется обслуживание 918 лицевых счетов участников бюджетного процесса (УБП) и неучастников бюджетного процесса, из них в разрезе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

– 60 лицевых счетов УБП субъекта Российской Федерации;

– 801 лицевой счет УБП муниципальных образований;

– 51 лицевой счет УБП ГВФ РФ;

– 3 лицевых счета УБП территориального ГВФ РФ;

– 3 лицевых счета федерального бюджетного учреждения Фонда социального страхования Российской Федерации.

Перспективным направлением в 2017 - 2018 годах  в части обеспечения наличными денежными средствами Федеральным казначейством определено  применение в практической работе универсального электронного документа для обеспечения наличными денежными средствами и универсального электронного документа для внесения наличных денежных средств, а также обеспечение электронного документооборота при совершении операций с наличными денежными средствами организациями сектора государственного управления.

В 2016 году Федеральным казначейством уделялось большое внимание  повышению ликвидности федерального бюджета. Одним из механизмов, реализуемых для достижения данной цели является механизм предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, имеющих целевое назначение (далее - межбюджетные трансферты) в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, т.е. «под потребность».

В целях реализации данного механизма Управлением в 2016 году обеспечено перечисление межбюджетных трансфертов «под потребность» по 80 направлениям, что на 23% ниже показателя 2015 года. Снижение количества субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых бюджету Тюменской области, обусловлено введением в 2016 году «единой субвенции», в которую вошло 6 направлений целевых средств, а также уменьшением количества заключенных соглашений между высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации области и главными распорядителями средств федерального бюджета.

Всего за 2016 год сформировано 1834 заявки на подкрепление счета

областного бюджета,  что на 10% больше, чем 2015 году. Общая сумма заявок на подкрепление составила 7,3 млрд. руб. (на 62 % больше, чем в 2015 году).

В результате реализации механизма предоставления межбюджетного трансферта «под потребность» суммы остатков целевых средств в консолидированном бюджете Тюменской области  на начало финансового года были значительно сокращены: сумма остатка по состоянию на 01 января 2017 в 7 раз меньше, чем на 01.01.2016 и в 13 раз меньше по сравнению с 2014 годом.

В целях сохранности государственных ресурсов, эффективного управления общественными финансами Федеральным казначейством

в рамках кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2017 году будет реализованы следующие мероприятия:

обеспечение предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий с применением механизма софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации;

обеспечение учета операций с целевыми субсидиями

на соответствующих лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) - сельхоз- и товаропроизводителям, в рамках казначейского сопровождения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета;

с учетом положительной оценки Федерального казначейства результатов эксперимента по казначейскому сопровождению авансовых платежей по государственным контрактам с применением казначейского аккредитива, планируется расширение сферы его применения, в частности при перечислении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам.

Следующим приоритетным направлением является реализация Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года. 

В целях реализации данной Концепции Федеральным казначейством разрабатывается механизм консолидации Кассового плана Казначейства России, в том числе с учетом  Прогноза движения средств на счете № 40201 по месяцам и по дням. 

В процессе прогнозирования средств на ЕКС на текущий момент  принимают участие:

участники федерального уровня;

участники уровня субъекта РФ;

участники местного уровня (8 пилотных субъектов РФ);

государственные внебюджетные фонды РФ.

Планируется дальнейшее совершенствование, апробация и опытная эксплуатация полномасштабного прогнозирования на едином казначейском счете, путем  расширения круга участников, т.е.  приобщения всех участников местного уровня и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также автоматизация процесса с использованием АСФК, ГИИС «Электронный бюджет».

В соответствии с утвержденными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Федеральным казначейством в 2017 году запланировано развитие государственной автоматизированной системы «Управление» (ГАС «Управление») по следующим направлениям:

- расширение/увеличение функционала ГАС «Управление», предусматривающего:

разработку мониторинга оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности;

создание реестра полномочий (функций) ФОИВ, в том числе переданных для реализации иным органам;

разработку инструментов сбора сведений о структуре, штатной численности и деятельности подведомственных учреждений ФОИВ;

разработку мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

разработку информационной панели анализа данных, предоставляемых многофункциональными центрами предоставления государственных услуг и т.д.;

- улучшение качества данных в ГАС «Управление» за счет:

реализации расширенного форматно-логического контроля предоставляемых в ГАС «Управление» данных;

большего вовлечения ТОФК в обеспечение взаимодействия пользователей с ГАС «Управление» и предоставления им соответствующего инструментария для осуществления контроля и т.д.

Подводя итоги 2016 года, можно с уверенностью утверждать, что успехи, достигнутые при решении основных задач в части кассового обслуживания исполнения бюджетов, в дальнейшем будут сохраняться.

Кроме того, на 2017 год определены ключевые задачи по выполнению мероприятий по реализации Стратегической карты Казначейства России, в т.ч. полномасштабная работа в подсистемах государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Руководитель УФК по Тюменской области А.Н. Распопов