У времени свои черты,
У времени свои приметы:
Рисуют мальчики планеты,
А рядом девочки – цветы.
Здесь нет нисколечко игры!
Они, как маленькие маги,
На разлинованной бумаге
Смещают звёзды и миры.
Столько в этом творческом занятии чуда. Столько поэзии и музыки. Рассказ пойдёт об уроках живописи. Но сначала чуточку официоза.
В канун великого праздника Победы и в день памяти великомученика Георгия в концертном зале Тюменского государственного института культуры состоялась церемония награждения участников регионального творческого конкурса «Образ Георгия Победоносца глазами молодых художников». Конкурс проводился по инициативе Тюменского института культуры и Совета Тюменского регионального отделения Российского исторического общества. 147 работ молодых художников, в возрасте от десяти до двадцати четырёх лет, выполненных в графической, живописной и прикладной технике! Свои работы представили учащиеся Тюмени, Тюменского муниципального района, сёл Омутинское, Юргинское, Киёво, Голышманово, Упорово, городов Ишима, Тобольска, Заводоуковска, Стрежевой Томской области. Авторитетное жюри, в состав которого вошли заведующий кафедрой живописи ТГИК профессор С.А. Струнников, старший преподаватель кафедры живописи А.В. Серяков, член Союза художников России, заместитель директора ДХШ имени А.П. Митинского А.В.Васильев, член Совета Тюменского отделения Российского исторического общества А.Л.Вычугжанин, определило победителей творческого конкурса. Лауреатам и участникам были вручены дипломы и подарки от Тюменской областной думы и Тюменского института культуры.
Юргинскую детскую школу искусств на конкурсе представляли работы семиклассницы Анастасии Перевозкиной и четвероклассницы Анастасии Семёновой. Образ Георгия Победоносца, воссозданный Настей Перевозкиной, получил достойную оценку жюри: Диплом II степени. Можно удивляться юному возрасту лауреата и тому, откуда у семиклассницы глубокое проникновение в художественный образ святого – покровителя всех защитников Родины. Осознание самого понятия Отечество, Отчизна, Родина. Образ Георгия Победоносца в её воспроизведении настолько убедительный и яркий! Авторитетных ценителей живописи подкупили глубина и непосредственность, слитые воедино, продуманная обстоятельность. Настя говорит, что это из общения с родными, из их рассказов, которые были сами собой, не для этой конкурсной работы. Просто звучали в повседневности. А работа над портретом Георгия Победоносца стала для неё приобщением к истории Отечества, к православной вере.
Интересные работы у Насти Перевозкиной: можно прочесть настроение и состояние современников и далёких предков, увидеть оружие и облачение, одежду древних эпох. И в этом хрупком творческом уединении с нею рядом была педагог, преподаватель отделения живописи Алеся Аббосовна Писцова.
Путь в профессию Алеси Аббосовны сложился органично и успешно. Сбылись мечты. С детства она в Юргинской детской школе искусств – училась во втором классе, когда её семья приехала в Сибирь из Средней Азии, из Таджикистана. Детские впечатления поразительные! Снег! Много снега! Огромные сугробы надолго! В Таджикистане, если он и выпадал, то таял, едва коснувшись земли. Природа красоты невероятной – ей всё казалось, что она в зимней сказке оказалась. Правда, в ДШИ она поначалу осваивала вокал. Преуспевала в классе игры на фортепиано Ольги Анатольевны Мезенцевой. Побывала с преподавателем и группой вокалистов на межрегиональном фестивале хоров в Тобольске. Двухдневный конкурс оставил столько впечатлений! Ну, где ещё она могла увидеться с Патриархом Московским и всея Руси Алексием! И такое количество храмов посетить за два дня!
Потом она поменяла профиль, с прямой логической последовательностью: не понимала, не принимала жизни, когда в ней не было динамики, перегрузки. Сразу начинало чего-то не хватать. На этот раз – художественный класс Павла Владимировича Казанцева. Словом, Юргинская школа искусств – главная альма-матер. После школы поступила учиться в Тюменский педагогический колледж на учителя изобразительного искусства и черчения. Не профессия – судьба. С самого начала. Потом Тобольская педагогическая академия. И город, который, в сравнении с Тюменью, казался более живописным. Молодой педагог черпала силы в его исторической уникальности и духовной неповторимости.
Вот такой преподаватель Алеся Аббосовна Писцова: талант, умноженный на кропотливое трудолюбие, обаяние, идущее изнутри. Два начала в преподавательской индивидуальности – открытость и сдержанность. Сама пишет пейзажи и портреты, но не стремится рекламировать своё творчество. В конкурсах участвуют и побеждают её воспитанники. А преподаватель радуется тому, что радуются дети.
Блиц о конкурсах, художниках, стилях
– Алеся Аббосовна, чем памятен прошедший учебный год лично для Вас?
– Год был насыщенным. Много занимались, выступали с работами в конкурсах, межрегиональных, всероссийских, даже международных. Один из них, достаточно престижный, – «Весенняя радуга»: большое число участников из Тюменского региона, Омска, Новосибирска, Казахстана. Дипломов третьей степени в своих возрастных категориях удостоены работы Насти Перевозкиной и Сони Усольцевой. Конкурс международный – оценка высокая. На межрайонном конкурсе «Юргинская капель» Алёша Шавалдин, Настя Семёнова, Соня Усольцева, Настя Перевозкина стали лауреатами первой степени. Такие конкурсы для меня и моих воспитанников важны тем, что оценку работ дают специалисты-эксперты высокого уровня, заслуженные художники России. На участие в разного уровня конкурсах нацеливает администрация ДШИ, наш руководитель Ольга Николаевна Арсентьева, завуч Маргарита Васильевна Кузнецова, и мы работаем в заданном формате.
– Итоги конкурсов и фестивалей – это как праздничный салют. Ярко, впечатляюще, но скоротечно, согласитесь. Можно ли это рассматривать, как определение перспектив?
– Безусловно. И как возможность получить объективную оценку, как признание. Представлять работы своих воспитанников на всероссийских, региональных конкурсах очень ответственно. Даже если участие в конкурсе не принесло успеха, хочется участвовать снова, видеть талантливые работы ребят других школ, разных регионов. Разные стили, разные подходы, разный уровень мастерства.
– У каждой школы искусств свой стиль?
– Это творчество, поэтому – непохожие друг на друга, спорящие друг с другом. Увидеть и сохранить ценное в работе коллективов, педагогов и их воспитанников очень важно.
– Какие они, юные художники?
– Одарённые, интересные. Все разные. Есть начинающие, есть уже с определённой подготовкой. Я получаю от общения с ними очень много – у них своё образное мышление, своё детское видение мира.
– Вы выбрали преподавательскую деятельность, а не художественное творчество в чистом виде. Не жалеете?
– Я пишу картины. Живу на окраине села возле самого леса. Сосны кругом. Они так и просятся в пейзажи.
– Главное профессиональное качество для Вас?
– Ответственность, как, наверное, и в любой другой профессии.
– Ваши любимые художники?
– Крамской, Врубель, Иванов. Классическая живопись.
По словам Алеси Аббосовны, каждый ребёнок вундеркинд. Ничем не примечательные в первые месяцы занятий, такие, что в толпе не обратишь внимания, уже через какое-то время они обретают свой стиль, становятся серьёзными и целеустремлёнными. Глаза другие. В них желание воплотить увиденное. В душах столько богатства. Но чем больше ребёнок раскрывается как юный художник, тем больше требуется повседневной дисциплины и труда. Кто хочет чего-то достичь, должен заниматься узко и глубоко – есть такое присловье. А задача педагога – сделать детей своими единомышленниками. Вдохнуть в них веру в себя. И сохранить её в условиях бесконечных непредвиденных случайностей, которых бывает много и в жизни, и в учебном процессе.