Прокуратурой района выполняется надзорная деятельность за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Проведённый анализ состояния законности в этой области, а также оценка влияния работы органов Юргинской прокуратуры на состояние правопорядка на приоритетных направлениях надзора показали: с начала текущего года надзор активизирован. Об этом на заседании совета по противодействию коррупции, прошедшем на днях в районной администрации, говорил прокурор района И.А. Овсянников.
Надзор активизирован
В своём докладе Илья Андреевич аргументировал данный вывод, приведя статистику за пять месяцев: число выявленных нарушений – 61 (за аналогичный период прошлого года – 51), число протестов – 34 (АППГ – 27), количество представлений –12 (АППГ – 12), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 8 лиц, к административной – 2.
– К числу наиболее значимых результатов прокурорского вмешательства можно отнести нарушения федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в частности несоблюдение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта, информационного обеспечения закупок, – заметил Илья Андреевич. И уточнил: – В связи с выявленными нарушениями вынесены постановления о возбуждении административного производства в отношении руководства АУДО «Юргинский центр спорта и работы с молодёжью «Лидер» и МКУ «Фонд имущества». Оба материала рассмотрены Управлением Федеральной антимонопольной службы Тюменской области, наложены административные штрафы – 10 тысяч и 25 тысяч рублей.
С начала года выявлены также нарушения в деятельности образования, муниципальной собственности. Так, были опротестованы с формулировкой «изданные с превышением предоставленных полномочий» распоряжения девяти глав администраций сельских поселений «Об утверждении инструкции по делопроизводству в думе и администрации сельского поселения», а также принесены девять протестов на незаконные положения вышеуказанных инструкций, которыми произвольно установлены сроки для дачи ответов на обращения граждан, что создаёт условия для злоупотребления должностных лиц органов местного самоуправления.
Говорил прокурор и о том, что принесён протест на «Положение о школьном библиотечном фонде учебников и учебных пособий, порядке их использования и обеспечения сохранности в МАОУ «Юргинская СОШ», в котором сказано, что учебной литературой имеют право пользоваться обучающиеся и педагогический состав, что ответственность за испорченный учебник несёт обучающийся, пользовавшийся им последним. Однако согласно требованиям статьи 401 Гражданского кодекса РФ пользователи библиотеки несут ответственность только за те действия, в отношении которых установлена их вина. Кроме того, в положении ничего не сказано об ответственности педколлектива, и это квалифицируется как «возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению должностных лиц учреждения» – что является коррупциогенным фактором, создающим условия для злоупотребления должностных лиц администрации образовательного учреждения. Протест рассмотрен. Положение приведено в соответствие с действующим законодательством.
Что касается уголовной ответственности. За первый квартал 2017 года возбуждено уголовное дело по факту преступления коррупционной направленности (часть 3 статьи 160 УК РФ – присвоение или растрата, совершённые лицом с использованием своего служебного положения) в отношении сотрудника ФГУП «Почта России». Дело направлено в суд, но ещё не рассмотрено.
– Наиболее эффективной практикой взаимодействия с институтами гражданского общества является участие в совещаниях по социально-экономическим вопросам, организуемых районной администрацией. На особом контроле в прокуратуре района находится размещение информации по разъяснению требований антикоррупционного законодательства на интернет-сайтах органов государственной власти и местного самоуправления. Опубликованы памятки о противодействии коррупции на сайтах органов местного самоуправления и муниципальных организаций. Информацию можно посмотреть, пройдя по ссылкам: http://urgaobr.ru/2017/03/14, http://urga.urgaobr.ru/2017/03/16, http://pletnevo.urgaobr.ru/2017/03/15, http://urga-detsad.ru, http://yurga.admtyumen.ru/mo/Yurga/government/more.htm?id=11420142@cmsArticle. Работа по распространению памяток среди граждан и организаций продолжится, – резюмировал Илья Андреевич Овсянников.
Изменения в законодательстве
Незнание закона не освобождает от ответственности, а потому ведётся работа по информированию населения об изменениях в законодательстве. На заседании выступила начальник юридического отдела Татьяна Владимировна Тулупова, которая рассказала об изменениях в законодательных актах Российской Федерации, направленных на совершенствование государственной политики в области противодействия коррупции.
– Уточнён ряд ограничений и запретов, – констатировала она в докладе. – В частности обязанность по проверке полноты и достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы, возлагается на высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В случае выявления фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей указанное лицо обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий правонарушителя, или применении к нему иной меры дисциплинарной ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Кроме того, отметила в выступлении Татьяна Владимировна, Федеральным законом от 3 апреля текущего года №64-ФЗ вводится перечень лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, конкретизируется перечень лиц, обязанных представлять сведения о доходах, корректируются обязанности членов избирательных комиссий в области противодействия коррупции, уточняется запрет на участие в управлении некоммерческими организациями лиц, замещающих государственные должности РФ, для которых законодательством не установлено иное, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, а также государственных и муниципальных служащих.