Так называлась посвящённая 72-летию Победы литературно-музыкальная композиция, которая была показана 19 апреля в Концертном зале им. 30-летия ВЛКСМ. Подготовили её сотрудники МАУК «ИИХМ» и МАУК «ОИГКЦ». Присутствовало более 400 человек: учащиеся ишимских школ, работники культуры, горожане, не равнодушные к теме Великой Отечественной войны. В первом ряду сидели три женщины – дочери трёх наших земляков, которые храбро сражались на разных фронтах. Три судьбы – три истории. Истории о войне…
История первая.
Иван Селянинов
Летом 1941 года в Синицынском бору началось формирование 384 стрелковой дивизии. 15-летний подросток Ваня Селянинов на просьбу зачислить его рядовым получил отказ ввиду несовершеннолетия. Но юному добровольцу пошли навстречу: он стал «сыном полка», что для первого года войны ещё не было распространённой практикой. В феврале 1942 года дивизия вступила в бой в составе 11 армии, которой ставилась задача перерезать железнодорожное сообщение Валдай – Старая Русса. Выполнение поставленной задачи позволило бы захлопнуть «крышку» так называемого Демянского котла, в который попала крупная группировка немецких войск – до ста тысяч человек. Немцы оборонялись с неимоверным упорством, оказывая не только отчаянное сопротивление, но и непрерывно контратакуя.
Поскольку советская промышленность после эвакуации 1941 года только налаживала производство, то части Красной армии испытывали острый недостаток танков и боеприпасов, в первую очередь для крупнокалиберной артиллерии, которая и должна была взламывать немецкую оборону. Поэтому наступали наши земляки не после оглушительного огневого налёта по немецкой обороне, а после нескольких «жиденьких» разрывов, которые не столько уничтожали противника, сколько предупреждали его о советском наступлении. Идя на врага по пояс в глубоком снегу на неподавленные немецкие пулемёты, без сопровождения танков, красноармейцы несли огромные потери. В полосе наступления 384-й дивизии было четыре километра железнодорожной насыпи, с которой немцы хорошо просматривали и простреливали окружающее пространство. Волны советской пехоты для них были как на ладони.
Нашим воинам приходилось проявлять чудеса героизма и самопожертвования, чтобы в таких тяжёлых условиях захватывать позиции противника. В одном из брошенных немцами блиндажей был обнаружен аккордеон «Hohner», на котором Ваня Селянинов играл для своих сослуживцев. Даже участвуя в военных действиях, он сочинял во время затиший стихи, песни о любимых, которые ждут возвращения своих сыновей, братьев, мужей, отцов. Солдаты слушали, подпевали, мечтали и верили, что любовь к жизни и Родине сильнее войны.
384 стрелковая дивизия первого, «ишимского» состава понесла настолько тяжёлые потери, что уже в конце 1942 года была отправлена на переформирование. Иван Николаевич в 1943 году получил ранение в ногу. Всего же он был удостоен десяти наград. Вернувшись в Ишим в 1946 году, он стал преподавать музыку, чем и занимался последующие годы своей жизни. Немало ишимцев своими музыкальными навыками обязаны Ивану Николаевичу.
История вторая. Кузьма Тарасюк
В отличие от Ивана Селянинова, который отправился на фронт юным добровольцем, Кузьма Демьянович Тарасюк к моменту начала войны был уже взрослым 26-летним мужчиной, за плечами которого было пять лет службы на Тихоокеанском флоте. В 1941 году Тарасюк был направлен от ишимского городского кинотеатра в Воронеж на всесоюзные курсы кинорадиомехаников, где 24 июня его и мобилизовали в Красную армию. Был зачислен в 300-й отдельный батальон связи 29 армии, а уже осенью 1941 года стал младшим политруком 83 отдельного полка связи 29 армии. Участвовал в тяжелейших боях за город Калинин (Тверь), имевший для обеих противоборствующих сторон стратегическое значение: здесь проходили шоссе Москва–Ленинград, Октябрьская железная дорога и канал Москва–Волга. Скорее всего, здесь Кузьма Демьянович и повстречался с военным корреспондентом Вадимом Кожевниковым, который писал фронтовые заметки, а позднее стал автором знаменитой повести «Щит и меч», по которой был снят фильм.
Кожевников в свой сборник «Дерево жизни» поместил рассказ «Кузьма Тарасюк». В нём описывается бескровный подвиг, совершённый нашим земляком в одну из морозных ночей зимы 1941–1942 годов. Необходимо было дойти до штаба полка и передать координаты для нашей артиллерии. Когда Кузьма добрался до берега реки, он увидел, что лёд уже разбит снарядами. Переправляясь по холодной воде льдины, он попадает под обстрел и, потеряв ориентацию, выходит на тот же берег, на котором и стоял вначале. Время шло, медлить было нельзя ни минуты, и наш герой снова окунается в ледяную воду, снова расталкивает тяжёлые льдины и добирается до штаба, в котором с него срезают застывшую колом одежду. Наша артиллерия успешно «накрывает» позиции немцев, подавляет огонь фашистских батарей, а Кузьме дают следующее задание: в его подразделении разбило рацию, и нужно срочно доставить исправный аппарат взамен побитого. Быстро одевшись в сухую одежду, которую собирали всем штабом, накинув на плечи лямки рации, отправившись обратно, Кузьма вышел на берег этой же реки. И в третий раз за ночь он оказался в обжигающе холодной воде. Рацию он доставил вовремя, связь восстановилась, а с Тарасюка снова снимали околевшую шинель. Его авторитет взлетел на недосягаемую высоту. Отважный сибиряк, по сути не убив собственноручно ни одного противника, два раза помог своему подразделению!
Впереди у связиста была ещё вся война, его часть вошла в состав легендарной Первой гвардейской танковой армии Катукова, того самого, который ещё в тяжелейших оборонительных боях под Москвой успешно применил тактику танковых засад и нанёс большие потери наступающим частям хвалёного Гудериана. Поскольку танковая армия вела манёвренные бои, то обеспечение её командования связью было особенно сложной задачей, так как командный пункт менял своё расположение порой каждый день.
До наших дней сохранился интереснейший документ – воспоминания Кузьмы Демьяновича, написанные им 13 декабря 1944 года. Вот как он описывает события января 1944 года – ожесточённые бои за город Липовец, ныне это Винницкая область Украины. (Командиров своих частей Тарасюк называет «хозяевами», тогда так было принято говорить на фронтовом языке.) «Согласно обстановке я понял, что от обеспечения связью хозяина 64-й танковой бригады (подполковника А.Ф. Бурды) зависит очень многое в сложившейся обстановке. Несмотря на смертельную усталость, я с ефрейтором и шофёром приступил к выполнению боевой задачи. Эта тёмная ночь была особенно тревожной. Липовец со всех сторон горел. Беспрерывно рвались вражеские снаряды и мины, разрушая всё на пути, немцы рвались в Липовец, а я с двумя бойцами прокладывал линию связи и отыскивал хозяина 64 танковой бригады. Через 30 минут среди горящих и разрушенных домов я нашёл хозяина бригады, он ставил боевые задачи группе офицеров. Это был подполковник Бурда, его лицо, временами освещаемое вспышками от разрывающихся мин, было строгое и решительное. Через пять минут он уже разговаривал по телефону с хозяином 1-й танковой армии Катуковым. Несмотря на беспрерывный миномётный огонь противника, была обеспечена важная связь на пять минут раньше установленного срока». Так Кузьма Тарасюк вновь совершил подвиг – так же не стреляя по противнику, так же в ночное время.
Кузьма Демьянович стал участником штурма Берлина, был награждён орденом Отечественной войны второй степени и рядом медалей. После войны продолжал службу на территории Германии, там женился, позже вернулся в Ишим, где трудился до конца своей жизни.
История третья. Андрей Бакшеев
Третий наш герой сражался с противником на море, но ему не суждено было вернуться с войны. Андрей Никитич Бакшеев имел казачьи корни, он родился в Читинской области. В 1933 году познакомился со своей будущей женой Еленой в парке станции Ишим. Позже поступил в Ленинградское военно-морское Краснознамённое училище имени М.В. Фрунзе, где учился на минёра-подводника. Свидетельство об окончании выдано 17 июня 1938 года с присвоением А.Н. Бакшееву звания лейтенанта. Андрей и Елена поженились. В 1939 году родилась дочь Лариса, в 1942-м – сын Георгий. До 1943 года семья жила вместе на Дальнем Востоке. Потом Бакшеева направили в США получать выделенные по программе ленд-лиза минные тральщики.
8 августа 1944 года капитан-лейтенант А.Н. Бакшеев вышел в море в должности помощника командира флагманского тральщика Т-118, который вместе с тральщиками Т-114 и Т-116 сопровождал пароход «Марина Раскова». Помимо экипажа и военной команды, на борту парохода находилось 354 пассажира. 11 августа конвой БД-5 («Белое море–Диксон») достиг Карского моря. К тому времени все корабли были предупреждены о том, что в море замечена подводная лодка противника. Командир конвоя принял решение держаться ближе к берегу: на мелководье действия подлодок были затруднены. Гидроакустики внимательно следили за приборами. Когда в восемь часов вечера 12 августа прогремел взрыв у правого борта «Марины Расковой», приборы не показывали присутствия подлодки. Позже стало известно, что она применила бесследные акустические электроторпеды, идущие на шум винтов кораблей и позволявшие атаковать корабли с дальних дистанций, оставаясь невидимыми для корабельных гидролокаторов. Все расценили это как действие неконтактной мины, которые во множестве тогда плавали в зоне боевых действий.
Следом потопили и Т-118, на котором был А.Н. Бакшеев. Команда эвакуировалась на Т-114. Туда же стали переправлять женщин и детей с грузового судна. Мужчины спаслись позднее, их принимал Т-116. Внезапно у борта Т-114 прогремел мощный взрыв, и тральщик затонул за 4 минуты, скорее всего, там и погиб Бакшеев. Все поняли, что конвой расстреливает немецкая подлодка. Неподвижно стоящие корабли стали для неё лёгкой добычей. Командир Т-116 капитан-лейтенант В.А. Бабанов решил немедленно покинуть район бедствия, чтобы спасти последнее судно.
Добив «Марину Раскову» в 1 час 53 минуты 13 августа, немецкая подлодка поднялась на поверхность. Это была «U-365» под командованием капитан-лейтенанта Х. Ведемейера. Вслед за гибелью кораблей разыгрался шторм. Холодная вода Карского моря, температура которой в августе не поднимается выше двух градусов, заливала спасательные кунгасы, на которых оставалось около полутора сотен человек. Они остались без запасов пищи и пресной воды, один за другим умирали от переохлаждения... Через пару дней в кунгасах сидели на трупах чудом выжившие люди, голодные и замёрзшие. Лишь благодаря героическим усилиям лётчиков удалось спасти жизни 73 человек. Так, летчик И. Козлов непрерывно находился за штурвалом 31 час!
13 декабря 1944 года возмездие настигло лодку-убийцу. В Норвежском море, около острова Ян-Майен, два британских самолёта «Суондфиш» с авианосца «Кампания» потопили её глубинными бомбами. Весь немецкий экипаж (50 человек) погиб.
27 апреля в Ишимском историко-художественном музее открылась выставка «Три истории о войне», на которой можно подробнее узнать о боевом пути трёх наших земляков, увидеть их личные вещи, редкие фотографии и экспонаты. Также посетители смогут подержать в руках образцы вооружения и амуниции противоборствующих сторон, что особенно интересно для детей младшего и школьного возраста. Работать выставка будет до осени 2017 года.
Константин Иванов,
научный сотрудник ИИХМ.