Есть у нас в районе одно удивительное село – Сартам, которое на трёх увалах лежит. Говорят, раньше старый Сартам был, он в низине на лугу располагался, но страшное наводнение смыло его. Вот и переехали люди на увалы, в новый Сартам, в 1911 году. Легко поверишь, что водой всю сартамскую жизнь вековой давности Ишим-рекой стёрло: наш Викуловский район нынче такую большую воду увидел, какую только старожилы помнят…
Село уникальное, старину хранящее. Плотники, ткачихи, пимокаты передают из поколения в поколение секреты русских ремёсел. Сартамчан отличает неимоверная тяга к родному, к корням своим, к земле. Землепашцы тут своё и своих не бросают, крепко друг за друга стоят, и трудом тяжёлым никогда не гнушаются. Прикипел к земле и Иван Филиппов – тракторист, комбайнёр, слесарь, токарь местного земледельческого хозяйства ООО «Чапаева».
…Некогда славился передовыми достижениями колхоз имени Чапаева в сартамской стороне. Филипповы тоже здесь жили много лет, на земле трудились. Главным механиком в колхозе был Александр Иванович Филиппов. С малых лет брал с собой в поле сына Ваню. Так парень и крутился среди трактористов, детали изучал. Постарше стал, портфель после школы в дом забросит – и на ДТ боронить, здесь поблизости, за селом.
Отец перед самым развалом колхоза инженером работал. Но девяностые годы внесли коррективы в дело хлеборобное, породив раздробленность… От колхоза много «осколков» отскочило – крестьянских хозяйств. Какие – выжили, какие – нет. Александр Иванович организовал крестьянское хозяйство «Чапаева». Мужики механизаторы тоже к нему примкнули. А куда идти, если только это дело знакомо, да и как землю бросить? Рассыпались «осколочки», три стойких до наших дней дошли: ООО «Чапаева», староборовское ООО «Нива» и долгушинский «Рассвет».
Поступил Ваня на специальность «Механизация сельского хозяйства» в Ишимский техникум. Там и слесарному делу учили. С осени 2002 года был на практике, дома. А перед ней, тем же летом «на каникулах», пары пахал. Официально на работу через год только приняли.
-- Я всегда хотел к отцу, -- говорит Иван Филиппов. – Мог, конечно, и в городе остаться, и ещё куда поехать. Не хотел никуда. Домой и только домой. Родня, земля, работать потихоньку – это для меня главное.
А трудиться Ивану приходится на всём: фронт работ на день определяет, на какую технику сесть. Коллектив «Чапаева» небольшой, шесть человек, так что все тут универсалы.
-- Семейное дело в работе помогает, -- с улыбкой Иван говорит. -- Надо что – звонишь ночь-полночь: то везите одну деталь, то другую. Нынче тонули сильно, буксовали. То трактор гоните, -- звоню, -- чтобы вытащить… Кому больше позвонишь? Родне. А осенью, если погода плохая, приходится зерно увозить на ишимский элеватор. А я и на комбайне, и сам же на КАМАЗе. Зятю звоню: «Серёга, ты где?», если он не в Тюмени, то какой разговор – всегда поможет. Свату в Калинино звоню, если не занят – тут как тут. Вот нынче всю посевную он на ЗИЛе все семена отвозил. Вот так и крутимся…
Тридцатичетырёхлетний Иван Филиппов в «Чапаева» самый молодой, не идёт молодёжь тяжёлым крестьянским трудом заниматься.
-- Никто работать не хочет, -- горюет механизатор. – Придут, зерна в долг просят. Так приходите осенью на сортировку работать – говорю. Нет! Просто с детства не приучены к труду такому, и всё дозволено: компьютер, Интернет, скутер. А у нас ничего не было. Зимой – санки да гора укатанная, летом – старенький велосипед. Два канала по телевизору было, искали в программке, когда мультик или кино будет, ждали. Избалованность временем!
Правда, поумерив несколько эмоции, Иван добавил, что последних три года к ним в общество на практику устраиваются парни из местного техникума. Неплохие ребята. А сейчас пришёл постоянную работу искать молодой сварщик. Знать, в селе всё же есть молодёжь к земле неравнодушная!
А лишние руки и техника всегда нужны. Каждая посевная и уборочная в наших сибирских местах – зоне рискованного земледелия, – как рулетка. И если стальных коней «чапаевцы» давно приручили, то стихию и погоду – никогда. Большие потери часто хозяйство несёт, вот и этой весной…
-- Затопило 200 гектаров клевера и ещё столько же земли, -- сетует на невиданный разлив Ишима Иван. -- Клевер прошлый год посеяли, а нынче запахивали под сидераты. За Камышным была зябь вспахана: подготовили землю, заборонили в два следа, надо сеять, но было сыровато, раз низкое место. Потому пока поехали в Покровку, на Крутую, а глава Александр Иванович Филипов, брат, звонит – затопило. Приехали – а там, как зеркало, вода, с левой и с правой стороны, а дорога посередине. И поехали то к одному, то к другому земли просить. Дали. Разработали, посеяли, будем ждать, что вырастет.
Года два назад «чапаевские» поля по осени завалило снегом. 300 га под снег ушло! Ребята-дорожники дорогу чистили, а «чапаевцы» рядом молотили. Комбайны на морозе заводили и не глушили. А лет семь назад град всё побил. Со 100 га шесть бункеров пшеницы убрали.
…Прикипел Иван к земле. Нет ходу ему в другое дело. Да и коллег своих, мужиков, как бросишь? Кому к шестидесяти, кому за шестьдесят. Иван и технологиями новыми интересуется: четыре года подряд с инженером управления сельского хозяйства ездит на олимпиаду технических служб в Винзили, Пышминскую долину. На День поля ездит. Там показывают способы вспашки и обработки земли, новую технику, посевные комплексы, трактора, комбайны.
-- Посмотришь – на той технике и сутки отработать можно, -- удивляется Иван Филиппов, -- хотя… и на нашей отрабатывали и сутки, и полтора.
И в дождь, и, как оказалось, в снег... Одно желание у земледельцев – чтобы погода милостива была. Солнце грело. Пшеница росла… А труда физического им бояться не пристало – в крови труд на земле родной.
На снимке: И. А. Филиппов
Фото Т. СУХОВОЙ