Медиакарта
3:00 | 9 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Путешествие в прошлое

Мы снова возвращаемся к улицам райцентра. На этот раз поговорим об одной из старейших - Карла Маркса (бывшей им. Сталина), которая решением исполкома Армизонского сельского Совета депутатов трудящихся от 4 января 1962 года получила новое название. И в этом году она отмечает свой 55-летний юбилей...

Улица-юбилярша

Интересно - какие изменения произошли с той поры? За помощью в этом вопросе обратилась к Олимпиаде Константиновне Белозеровой или, как привычней, - бабушке Пее. Так получилось, что в гости я пришла вместе с Н.Н. Сизиковой, моей землячкой, проживающей в Армизоне почти 50 лет. Нас встретила старшая дочь О.К. Белозеровой — Надежда Алексеевна.

Женщины знали друг друга давно, к тому же все, так или иначе, были связаны с Прохорово, поэтому общих тем для разговора оказалось предостаточно... Воспоминания нахлынули мощным потоком, казалось, что на какое-то время, мы, действительно, перенеслись на десятилетия назад... И чтобы как-то всё выстроить в логическую цепочку, начнём по порядку...

Супруги Олимпиада Константиновна и Алексей Макарович Белозеровы вместе с детьми поселились на улице Карла Маркса в 1967 году.

- В то время работало хорошее предприятие по заготовке зерна (заготзерно), которое со временем превратилось в большое хлебоприёмное (ХПП), куда я и устроилась на работу, сначала кассиром, выполняя параллельно обязанности секретаря, и тут же вела учёт военнообязанных, - рассказывает собеседница. - В штате трудилось не меньше 50 человек. В уборочную страду особенно требовались дополнительные руки, поэтому присылали людей из организаций Армизона, а также студентов.

После того, как Олимпиада Константиновна вышла на пенсию, ещё несколько лет отработала рабочей на территории. А вообще-то ей, не получившей специального образования, пришлось осваивать разные профессии, но она на это не жалуется – мол, что поделаешь, раз неучем осталась…

- На этой улице находилась вечерняя школа, как раз напротив редакции, - добавляет моя спутница Надежда Николаевна. – Правда, теперь уже частично заброшенный дом. Практически на том же месте, где и сейчас, стояла тоже большая столовая, там очень вкусно готовили, рядом был пивной ларёк. Наискосок располагался банк, в бывшей купеческой усадьбе, а в деревянной его половине какое-то время размещалось студенческое общежитие…

- Протяженность улица была такая же, как сейчас?

- Нет. Она заканчивалась двумя бараками, которые стояли сразу за поворотом на ХПП, - продолжила дочь Надежда. – Остальные строения появлялись постепенно…

- А ещё на озеро Армизонское постоянно ходили купаться. К нему вело несколько переулков, - вспоминает Надежда Николаевна.

- Полагаю, что асфальта тогда не было?

- Дорога в очень плохом состоянии находилась. Пешеходы перемещались по деревянным тротуарам. А зимой столько снега наносило, порой у домов только крыши виднелись. Сейчас уже таких осадков нет, - говорит хозяйка дома.

- Как же могли забыть про аэродром? Он практически сразу начинался за улицей Карла Маркса, где теперь выстроена Полевая, там стояли автовокзал и аэродромная касса, - продолжает тётя Надя. – А улиц Гагарина и Титова не было, на их месте располагалась конюшня…

- Почему выбрали именно эту улицу?

- Потому что на ней нашли свободное и хорошее место, - говорит бабушка Пея. – Здесь стояла избушка, на месте которой мы и построили этот дом. Помогали нам его возводить родственники…

- Улица понравилась?

- Да. Весёлая была, зелёная, - чуть ли не в голос ответили женщины.

- Заметила, что вы любите выращивать цветы?

- Очень! Просто сейчас уже нет сил, чтобы устраивать большие клумбы. Теперь все хлопоты на себя взяла дочка, - вздохнув, сказала Олимпиада Константиновна. – Однажды у меня вырвали все тюльпаны. Обидно, ведь если так надо, то можно прийти и просто попросить. Зачем же так по-варварски делать?..

- Мама скромничает. Она по сей день не остаётся в стороне - пропалывает огород, где растут картошка, разные овощи, ну и, конечно, цветы. К тому же, она замечательная мастерица – прекрасно шила, вышивала, ткала ковры и дорожки. Вот на диване один ковёр - её работа, а другой – моей бабушки.

- Посмотрите - какие сейчас баба Пея картины вышивает, - не удержалась Надежда Николаевна.

Действительно, все стены комнат были увешаны прекрасными работами Олимпиады Константиновны. Это и просто цветы, пейзажи, а в спальне получился целый иконостас. На столике лежала наполовину выполненная картина ещё одного святого, которой, по словам хозяйки, она и завершит своё многолетнее увлечение… Этой женщине можно позавидовать. В её-то годы столько дел успевать! Ведь в августе моей героине исполняется 86 лет…

Зато счастье было…

Поговорив об улице-юбилярше, не смогла обойти стороной и личную жизнь О.К. Белозеровой (в девичестве Курочкиной). Родилась она и выросла в д. Семискуль. Но потом семья Константина Евдокимовича и Раисы Петровны Курочкиных переехала в Армизон, так как отец работал в МТС. Перевезли и свой домишко на новое место, недалеко от «Сельхозтехники»…

- А как же попали в Прохорово?

- Замуж вышла.

- Где познакомились?

- Можно сказать, что его знала уже заочно, через старшего брата Филиппа Макаровича, который у нас квартировал, когда приезжал сюда ремонтировать тракторы. Алексей служил на Дальнем Востоке и мобилизовался домой в октябре 1951 года. Я тогда работала в МТС табельщиком, вела учёт рабочих. Как-то раз с девчонками делали стенгазету, и в это время забежал парень и спросил Ф.М. Белозерова. Мы ответили, что он уехал домой на выходной. Солдат повернулся и пошёл, а мы вслед в один голос вскрикнули: "Вот это парень!".

- Красивый был! – добавляет дочь.

- Вскоре приехал со своей мамой ко мне свататься, - продолжает бабушка Пея. – Увезли в Прохорово, а 8 февраля 1952 года под руку пошли в сельский Совет расписываться. Свадьбы никакой не было, как и белого платья, фаты и колец. Зато счастье было…

Вместе Олимпиада Константиновна и Алексей Макарович Белозеровы прожили 25 лет. К сожалению, супруг погиб в расцвете сил, когда ему было всего 50 лет. Его помнят, как хорошего мужа, замечательного отца, хозяина, друга.

- Это был по-настоящему человек с большой буквы, - добавляет Надежда Николаевна.

- Он к каждому находил подход, - продолжила Олимпиада Константиновна. – Если разговаривал со стариками, то на их языке, с ребятишками – и сам становился маленьким. Он всех любил, и ему отвечали взаимностью…

Война – горе общее…

- А помните то время, когда началась война?

- А как же, ведь мне почти 10 лет было. После меня шли брат, которого уже нет в живых, потом сёстры. И что интересно - все они связаны с медициной… Тогда все плохо жили: голодными и холодными были, и босыми… Училась в начальной школе, нас посылали на поля обрабатывать хлеб от сорняков, осота, а его руками не выдернешь, брали с собой то кирки, то ножи. А если просто срежешь, то вместо одного побега вырастет 5-6 штук. Табак сажали, поливали, а осенью убирали и связывали в пучки, подвешивая в больших сараях на просушку. А я была маленькая да худенькая, сама не справлялась, так мне подружки помогали. В уборочную на складе работали. Зерно надо было с поля привезти, просортировать. У меня и здесь не очень-то получалось – силёнок не хватало, чтобы в клейтон зерно засыпать и ручку крутить… Вот такая и работница была. Меня всё больше заставляли чистый хлеб прибирать в кучу… Постарше стали – заготавливали сено для колхозного молодняка. Привезут нас на сенокос, балаганы настроят для жилья. Домой не отпускали, даже в непогоду. Вдруг выглянет солнышко, то сразу надо приступать к работе. Ребятишки- малолетки соберутся домой бежать – бригадир верхом на лошади едет за ними и возвращает назад. Зато кормили хорошо и вкусно. Поваром была Феня Бабушкина…. Как-то поставили меня на быке волокушу возить, а он как мотнёт головой – я и отлетела в сторону. Бык – животное неуправляемое, поэтому, когда он забрался в кусты, то оттуда вывести никак не могла… Раз не получается – поставили сено подскребать за волокушей. А меня приучили к тому, чтобы ни одной соломинки не оставлять на поле. Стараюсь, собираю, а не смотрю, что волокуша уже у зарода. Потом руками таскаю до места…

А сколько слёз за то время пролито, хоть нашего папку и не взяли на фронт – бронь наложили, но горе-то общее. Из Армизона везут мужчин, которых призвали в армию, так мы все бежим к шоссейке проводить. Все ревут - и взрослые, и дети…

А уж когда война закончилась, то какое веселье было. В колхозах праздники устраивали. В Семискуле решением специальной комиссии на всех общий стол накрыли. Радость-то какая! Вроде, как и жизнь стала налаживаться. В магазинах товары появились… Безработицы не было, хоть и маленькая зарплата, но стабильно…

Место, ставшее родным

- Хозяйство всегда держали?

- Да, причём большое, - уточняет дочь. – Здесь тоже, пока папа был живой. Сейчас только огород.

- А сколько лет вы прожили в Прохорово?

- Лет пятнадцать, - говорит Олимпиада Константиновна. – Работала на маслозаводе анализатором, а после месячных курсов в Ишиме, определили лаборантом. В 1953 году родилась дочь Надя. После того, как завод закрыли, вместе с мужем Алексеем торговали в магазине. К тому же, была не только продавцом, но и почтальоном. За корреспонденцией ходила пешком во Вьялково, а потом разносила по деревне… Хотели перебраться в Армизон, но свекровь наотрез отказалась, она тогда с нами жила. Когда её не стало, мы всё-таки переехали в райцентр. Нам выделили квартиру по улице 40 лет Октября. На тот момент в семье было четверо ребятишек, а к нам ещё подселили «жиличку» беременную. Тогда такое практиковалось, видимо, не хватало квартир. Мы зиму кое-как перетерпели, очень уж неудобно. И я настояла на возвращении в Прохорово. Моя мама ругалась – мол, чего тебя туда тянет. А и на самом деле мне нравилось там. Посадили огород и стали жить дальше. Все пятеро детей родились на родине мужа. Время шло, и, как не крути, а старших девчонок надо учить дальше, а в селе только восьмилетка. И вот потом снова решились на переезд сюда. Я, как и говорила, устроилась в заготзерно, а Алексей – в заготконтору…

В большой и дружной семье царили мир, любовь и уважение. Казалось бы, живи да радуйся, но и беда не дремала – сначала Олимпиада Константиновна похоронила мужа, а через несколько лет и восемнадцатилетнего сына - утонул, а потом и внука потеряла… Но несмотря на выпавшие на её долю испытания, не перестаёт верить в добро и справедливость, радоваться каждому прожитому дню. У этой замечательной женщины много поводов для этого – дети, шестеро внуков и трое правнуков…

Возвращаясь к началу нашего разговора, поздравляем всех жителей улицы Карла Маркса с юбилеем и желаем долгих лет жизни и благополучия!

Автор: Лариса ЛАПУХИНА