Бывает, в поисках даров леса, доводится попасть в отдалённые уголки сибирской глубинки. Приезжаешь: на первый взгляд самый обыкновенный лес, недалеко чьи-то пашни или заброшенные угодья… Начинаешь всматриваться в ландшафты, замечаешь особенности, позже уточняешь какие-то моменты. И вот, оказывается, что находился на месте распавшейся деревни. Остатки таких старинных самобытных поселений на территории района порой выдают себя одиноко стоящими разросшимися кустами сирени, зарослями яблонь, отчётливыми ямами, оставшимися от некогда стоящих домов, или чем-то ещё. Некоторые же, распаханные в советское время под поля, упорно скрывают своё прошлое. Сложно поверить, что в таких спрятанных от «большой земли» участках когда-то кипела жизнь: резвились босоногие ребятишки, на разные голоса «говорили» на подворьях домашние животные, не умолкал стук топора…
В урочище Западная Боровлянка (находится в 8 км от деревни Базариха) таких звуков не слышно уже полвека. Тишь да гладь. Только весной нарушают тишину звуки посевных комплексов, а осенью уборочных. Именно благодаря им, грунтовая дорога до тех мест ещё сохранена. Другими путями попасть вряд ли возможно. Старожилы говорят: «Вокруг не пройти, топи да болота, а былые тропинки давно заросли молодняком. Зато в урочище красота! Кругом увалы, дурманящее запахом разнотравье, голубая лента реки…».
Живописное место очаровало и в далёкую царскую эпоху выходцев из «Расеи»: Пензенской, Тульской и других густонаселённых губерний. Переселенцы основали Западную Боровлянку в 1910 году в поисках лучшей доли, свободных земель.
Расположились прибывшие семьи вблизи речки Боровлянки. Недалеко от её берегов уже существовала другая деревенька. Официальное название -- Ново-Троицк, в народе – Крутиха. Именовали её так же, как речку. С появлением ещё одной Боровлянки нужно было как-то различать два поселения. Вот и стала одна Восточной, другая Западной. Позже появится ещё одна Боровлянка (территория Балаганского сельского поселения). Если последней удалось стать сельсоветом, то Западная тёзка вошла в состав Смирновского сельского совета, о чём свидетельствуют соответствующие документы. В них же сказано, что в 1926 году в деревне проживали 111 человек, числилось 23 хозяйства. Населяли деревню русские и несколько семей эстонцев. Позже к ним подселились ходоки-белорусы. Так в Западной Боровлянке образовалось порядка 40 дворов. По одну сторону улицы стояли дома, по другую – бани. Дома строили в основном пятистенные, люди победнее рубили избушки в одну комнату. Так новые земли стали второй Родиной для семей Зенкиных, Маркиных, Егоровых, Мец, Котковец, Матенко, Казаченко, Уткиных, Монаховых, Лапиных, Андреевых, Скачёвых, Шелупкиных, Гребневых, Галкиных, Щетининых, Лапудёвых, Борташевич, Кислер (Кейслер). За оврагом жили ещё 2 эстонских семьи.
Поколение, появившееся до 60-х годов, хранит воспоминания предков-переселенцев. С ностальгией рассказывала мне о родной сторонке Валентина Поликарповна Матенко (в девичестве Казаченко): «Семья моей мамы переселилась в Западную Боровлянку из Пензенской губернии в 1917 году. Шла революция, добираться было трудно. Федора Дмитриевна Лапина ехала с отцом, матерью Прасковьей Максимовной и дядей Архипом. Было ей на тот момент 17 лет. Об этих краях узнали от зятя Василия Лапудёва. Он сюда «в разведку» ездил, позже написал им письмо: «Земли здесь сколько хочешь, приезжайте». Дед с собой взял только инструменты – больше брать нечего было, так как в доме случился пожар. По прибытию на место, местные помогли им срубить избёнку. Постепенно Лапины обзавелись своим хозяйством. Сажали овощи, на зиму солили в бочках капусту и грузди. Варенья, правда, варили мало – сахара не было. Жили все примерно одинаково. Разве что Василий Лапудёв побогаче, он и амбар построил, и сад разбил. Семья отца Поликарпа Михайловича Казаченко переселилась в эту деревню из Могилёва. Со временем в Боровлянке насчитывалось уже 5 семей с такой фамилией. Вообще односельчане дружные были. Прибывших встречали радушно. Праздники отмечали вместе, особенно любили Рождество и Пасху. Варили пиво, готовили много и вкусно. Гармонист Владимир Скачёв играл польку-краковяк, польку-бабочку, крутую польку, миновую, а остальные танцевали».
Если изначально люди вели единоличное хозяйство, то с приходом коллективизации пришлось объединяться в колхоз. Образовался он в 1933 году и получил неординарное название «9 райсъезд советов». Это имя заметно отличалось от привычных слуху названий, и явно было дано в честь соответствующего события в аграрной политике.
Жизни многих деревенских мужчин сначала унесла гражданская война, затем – Великая Отечественная. Практически не было избы, в которой бы кого-то не проводили на фронт. Вернулись же всего несколько человек, в том числе и раненный отец Валентины Поликарповны. После войны его избрали председателем. В годы Великой Отечественной на колхозных работах мужчин заменили женщины и дети. Валентина Казаченко оказалась в их числе. Новость о том, что война закончилась, застала её и большинство боровлянцев в поле. «Шла посевная, -- вспоминает она. – Приехали отделенщики, и сообщили всем эту весть. Я и ещё несколько человек на лошадях пахали. Все обрадовались, коней выпрягли…».
Западная Боровлянка до самых последних дней своего существования не была электрифицирована. Вечерами из окон домов лился мягкий свет керосиновых ламп. А вот такое благо цивилизации, как радио, до дальней сторонки дошло. Первый радиоприёмник появился в семье Мец в 50-х годах.
Не построили здесь и церкви. Жители ходили молиться в Базариху. А вот погост имелся свой. Он и сейчас остался. Благо, дорога к тому месту есть.
Имелась в деревне торговая лавка, в ней можно было купить предметы первой необходимости. Располагалась она у Скачёвых. Стояла в деревне и своя начальная школа. Со временем её закрыли, дети стали учиться в соседнем Салтыково. Ходили в основном пешком. Говорят, страху в те годы натерпелись: бывало, соберутся на уроки, станут переходить овраг, а в нём волки притаились. Школьники возвращались домой, или звали на помощь взрослых.
Других культурных учреждений здесь не открывали. Не поэтому ли так быстро разъехались жители? Может, и этот факт послужил причиной распада деревни. Но всё-таки главная из всех -- укрупнение колхозов в 50-е годы. В этот период исчезло огромное количество неперспективных сёл. Имущество «9 райсъезда советов» расформировали в более крупное объединение «Путь Ленина» Базарихинского сельского совета. Не стало скота – исчезла работа. Первыми покинули обжитое место Монаховы и Зенкины, последними – Уткины. Тяжело было расставаться с землёй, которая обогрела и накормила в трудные минуты...
Семье Валентины Матенко тоже пришлось переселиться. Выбрали Салтыково, но и оно в скором времени прекратило существование. Теперь живут в Викулово. Но родной край вспоминают часто. Только в памяти он и остался, фотографий деревни нет. «Я бы и сейчас в Западной Боровлянке жила, -- в конце беседы с сожалением добавила Валентина Поликарповна, -- хорошие места. Только одно не нравится: комаров много».
Но назад уже не вернуться. А ведь такие селения, каким была Западная Боровлянка – это был целый мир: яркий, полный жизни, полускрытой от постороннего глаза, частичка истории нашей малой Родины. Хорошо то, что хоть какая-то информация о нём сохранилась, и люди её передали. И с каждым годом становится всё больше деревень, зарастающих бурьяном…
На снимке: семья В. П. Матенко (она – третья в верхнем ряду, снизу от неё муж -- В. А. Матенко, бабушка в платке – её мама Ф. Д. Казаченко).
Фото сделано в д. Салтыково