С какой информации начать: приятной или полезной? Если с приятной, то скажу, что в соответствии с задачами по организации летнего отдыха отделом образования администрации муниципального района проведён конкурс программ летнего отдыха, в котором приняли участие все школы района и их филиалы. Победителем среди многих претендентов стала «Володинская ООШ», филиал МАОУ «Юргинская СОШ». Она является обладателем главной награды – денежного приза в размере 10000 рублей. Что к этому добавить? Только поздравления.
А теперь, что даже логично, полезная информация о том, как этот лучший проект был реализован. Польза очевидная для других пришкольных лагерей: бери на вооружение, учись креативу и желанию сделать ребячье лето ярким и незабываемым. Что володинские педагоги берут за основу в своей работе? Творческий поиск и талант, нестандартное решение проблем, дружные и сплочённые отношения в ребячьем коллективе, активную позицию ребят в играх, конкурсах, любом лагерном деле, ответственные действия за свои поступки.
И цель, и средство
Очень важный аспект воспитания – развитие детского самоуправления. Одно дело – учебный процесс. Другое – летние каникулы. Творчество и фантазия так и фонтанируют. Даже школьный пассив, хотя для Володинской школы это может быть сказано с большой оговоркой, извинительно, берётся за творческие поручения с интересом и проявляет инициативу.
– Роль ребячьего самоуправления трудно переоценить, – говорит директор школы и начальник первой лагерной смены «Дивной сказки» Елена Юрьевна Степанова. – Оно обеспечивает развитие у подростков самостоятельности в принятии решений, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Наконец, это форма организации жизнедеятельности коллектива. В начале смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган управления в детском оздоровительном лагере. Он и «рулит» в ходе всей смены.
Словом, детское самоуправление – это и цель, и средство. И тогда уже вперёд за мечтой. Только так. А если нет порядка, безвластие – какие могут быть варианты? Строгий распорядок работы – святое дело. Зарядка, утренняя линейка с задачами дня, работа отрядов по плану, общественно полезный труд, оздоровительные процедуры, работа кружков и секций. Что касается общественно полезного труда, это всё всерьёз и по-настоящему. Не игра в бирюльки. Не виртуальные навыки. Когда повсеместно упразднялись пришкольные участки, володинцы не стали активно возражать, вступать в дебаты, а просто взяли и сохранили и сам участок, и методы работы по выращиванию овощных культур. Грядки с морковкой, свёклой, капустой, картофельная плантация, плодовые растения – всё это в центре ребячьей заботы. Уход, полив, прополка. На ползимы обеспечивает участок школьную столовую овощами. Да и разговор об экологии, ботанике и опытнической работе более предметный, согласитесь.
А я и не знал, что люблю дождь
Год экологии, что вполне актуально, определил направления первой профильной смены. Но, как и полагается в детском лагере, – всё волшебно, сказочно, весело. Первую неделю посвятили «Водному царству», вторую – «Зелёному царству», третью – «Воздушному царству». И название лагеря – «Дивная сказка». Всё, как у солнценосного Пушкина: там чудеса, там следы невидимых зверей на неведомых дорожках, там лес и дол видений полны. И каждый день с девизом – звучным слоганом, определяющим тематическую заданность. «Сделай свой выбор и шагай смело в жизнь» – день выборов детского самоуправления. «Здоровый образ жизни нынче в моде!» – день разума и будущего. «Я служу России!» – день ратной силы и мужества. «Мои знания – моё богатство» – день умников и умниц. «Танцуй, пока молодой!» – день активного отдыха.
17 июня, во Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой, – праздник летних дождей. Когда вторую неделю холод и дождь, когда тепла уже не ждёшь, устраивается настоящий праздник летних дождей. Такой, что каждый в конце дня признался: а я и не знал, что люблю дождь!
К каждому делу творчески – иначе зачем
Лагерная жизнь разнообразная, многоаспектная и многоцветная. Но главной составляющей каждого дня был экологический аспект. В день защиты природы, к примеру, побывали в гостях у травницы, устроили импровизированный театр «Берегите землю, берегите!», провели экологический эрудицион. А ещё в течение смены были конкурс «Какого цвета радуга?», библиотечный кругосвет и экологический устный журнал «Вокруг света с комнатными растениями», экоигра «Вести из леса», бал цветов, операция «Чистота – залог здоровья», час информации «Живительная сила растений», урок «Чистой воды», экскурсия на реку, конкурс экологических плакатов, КВН «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя», «Фабрика звёзд на опушке у лесной избушки» – конкурс песен о природе, урок-игра «Прогулка по зоопарку», брейн-ринг «Белокурая берёзка – символ Родины моей», беседа «Редкие растения и насекомые нашего края», конкурс коллажей «Береги лес от пожара», день грибника, Игровой рюкзачок. Можно перечислять и перечислять. А как хочется увидеть и поучаствовать! Правда-правда. Так всё затейливо и изобретательно, разнопланово и интересно. Важно ещё и то, что работает принцип: к каждому делу творчески – иначе зачем.
Маршрутом Победы
Не поддаётся исчислению количество спортивно-оздоровительных мероприятий. Володинский тренд. И военно-патриотических. В День памяти и скорби провели квест «Маршрут Победы: воссоединение семьи». «Маршрут» захватил всех! Жители села недоумённо смотрели на группы ребят, направленно двигающиеся из одного конца Володино в другой в одежде военных лет. Их путь лежал то на почту, то в школу, то на зерноток. По приказу-заданию, строго, нацеленно, – всё это напоминало атмосферу 1941 года, дни Великой Отечественной войны. Эта память не раз воскрешалась во время «Маршрута Победы».
Его участники – сегодняшние школьники. Для односельчан военных лет – гости из будущего. Они помогают взрослым в госпиталях, читают письма, выступают с концертами, беседуют с ранеными. Сегодняшние мальчишки и девчонки знают о войне с уроков истории, из рассказов мам и пап, бабушек и дедушек. И, как в стихах Арсения Тарковского, могут «предупредить, кого убить должны, и знают час, когда начнут войну, кто выживет, и кто умрёт в плену, и кто окажется героем, и кто расстрелян будет перед строем»…
Ребят заинтересовала судьба бойца, у которого на дорогах войны потерялась семья. И они полны решимости собрать вместе семью. Они компетентно рассказывают о Володино военных лет: сколько жителей было в начале войны и сколько осталось к сорок пятому году, где был сельсовет, как работали колхозники, где разместился детский дом эвакуированных ленинградских детей. Задание квеста нешуточное: у бойца три карты маршрута военных действий. Надо сказать, к какому году относится каждая. Не зная истории Великой Отечественной войны, с заданием не справишься. Но это не наш случай. Хронику военных действий, главные битвы и их историческое значение ребята знают. И справляются с заданием.
Почтальон доставил фронтовое письмо. Кровью запачканы строчки, фамилия командира «вымарана» цензурой. Надо дописать письмо: где воюет отец, как фамилия командующего фронтом, как идут военные действия, как устроен фронтовой быт бойцов. За дело берутся юнкоры. Теперь – до школы. А в школе оказывают помощь раненой. Накладывают лонгет. Делают перевязку. На войне как на войне.
Важный объект военного тыла на пути следования: заготзерно. Строжайшая дисциплина, работа от зари до зари. Очень кратко отвечает труженица тока на вопросы ребят – она не может покинуть ни на минуту рабочее место. Следопыты рассказывают о службе бойца, вспоминают, что он писал об обстановке на фронте. Из старожилов в живых дедушка. Маршрут лежит к нему. Много повидал на своём веку ветеран-сибиряк. Много знает военных баек, частушек фронтовых, лирических, задушевных.
Девушки советские,
Не будьте гордоватые!
Любите раненых ребят –
Они не виноватые.
Всё значительно, динамично, познавательно и воспитывающе. Никакой монотонности и шаблона. Всё село подключилось – подсказывают, дополняют, советуют. Интригуют сами задания: «тайное письмо», «спрятанная подсказка», «слово, зашифрованное значками». До конца смены продолжались бурные обсуждения маршрута.
Делу время – потехе час
Были у обитателей «Дивной сказки» увлекательные поездки: в районный краеведческий музей, в КЦСОН на игровую программу, в детскую библиотеку на День пушкинских именин, в районный Дворец культуры на выступление артистов областной филармонии, с творческим визитом в Агаракский и Шипаковский пришкольные лагеря. Вопросы безопасности жизнедеятельности – в каждодневном графике лагерной жизни. Инструктажи, беседы с инспектором ГИБДД, викторины на знания правил дорожного движения, о правилах безопасности на воде, экскурсия в пожарную часть – потехе час, а делу время. Активисты «Дивной сказки» – добры молодцы и красны девицы – получали сертификаты, а итоги дня фиксировались на Дереве эмоциональной экологии.
Завершилась лагерная смена. Жаль, конечно. Искромётно провели День расставания. Пели, танцевали, восторженно аплодировали. Сгрудились у лагерных стендов и фотоэкранов – заново прошли экологическими тропами смены. А если откровенно, и не думали расставаться. Активные, инициативные, успешные, они говорили, что придут на вторую смену «Дивной сказки».