В понедельник свой профессиональный праздник отметили сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Труд работников автоинспекции неоценим, поскольку они осуществляют надзор за исполнением правил дорожного движения всеми его участниками, как водителями, так и пешеходами, задерживают нарушителей и преступников. Являясь сотрудниками полиции, они вносят вклад в укрепление правопорядка на дорогах. От их профилактической работы зависит многое, включая культуру вождения водителей, сокращение аварийности на автодорогах.
В нашем отделении полиции, дислоцирующемся в Юргинском, служит не так много сотрудников ГИБДД. А точнее четверо. Кстати, должность старшего инспектора ДПС – вакантна. Для сравнения: до реорганизации их насчитывалось двенадцать. Сейчас здесь трудятся государственный инспектор старший лейтенант полиции Евгений Владимирович Бобров, инспекторы дорожно-патрульной службы майор полиции Алексей Владимирович Перевозкин, прапорщик полиции Игорь Петрович Осипов и, да простят меня мужчины, украшение подразделения автоинспекторов – старший лейтенант полиции Яна Валерьевна Новикова.
Начну с того, что получение высшего юридического образования – веление времени. На днях поздравления с окончанием юридического факультета Тюменского государственного университета принимала Яна Валерьевна. В своё время окончила Тюменский колледж профессионально-педагогических технологий по специальности «Юриспруденция». В этом году у неё юбилей – в декабре будет десять лет, как пришла работать в Юргинский ОВД. Из них восемь отданы службе в ГИБДД. Студентами этого же факультета являются Евгений Владимирович, который служит в органах внутренних дел дольше остальных – девятнадцать лет, и Игорь Петрович, который работает в ОВД с 2000 года, а с 2002 – инспектором ДПС. Что касается Алексея Владимировича, пять лет назад он пришёл в полицию из армии – после Тюменского высшего военно-инженерного командного училища служил на Дальнем Востоке, уволился из Вооружённых сил, дослужив до майора. В ГИБДД – с 2014 года.
Работа автоинспекторов построена, исходя из поставленных задач: сохранение здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов; обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения. У каждого сотрудника – свой круг обязанностей. Так, например, старший лейтенант полиции Бобров занимается регистрацией автотранспорта, выдачей и обменом водительских удостоверений, а старший лейтенант полиции Новикова вносит в базу административные протоколы, выявляет административные правонарушения, занимается сбором и обработкой статистической информации.
– Приходится на дорогах с жезлом дежурить, сопровождать автобусы с детьми и большегрузную негабаритную технику, перекрывать дороги во время проведения массовых мероприятий, участвовать в профилактических операциях, – дополняет Яна Валерьевна. – Меняемся экипажами ДПС из Омутинки и Армизона: они дежурят у нас, мы – у них. Следим за порядком на дорогах, проверяем документы у водителей, ведём досмотр автомобилей. За двенадцатичасовую смену проверяем более сотни машин. Кроме этого, выезжаем на разбор ДТП.
Из всех представителей полиции с сотрудниками ГИБДД рядовые граждане встречаются, пожалуй, чаще всего. Отчасти поэтому их работа вызывает особый интерес и часто обсуждается. А что, в свою очередь, думают инспекторы?
Прошу описать общий портрет юргинского водителя с точки зрения сотрудника автоинспекции. Получается вполне симпатичный: культурный, соблюдающий правила, законопослушный. Тех же, кто является исключением, инспекторы знают поимённо, в лицо – играет свою роль сельский менталитет: вся жизнь человека в деревне проходит на глазах у односельчан. Из наиболее встречающихся нарушений инспекторы называют не пристёгнутый ремень безопасности, технические неисправности – например, не исправны внешние световые приборы. А ещё несоблюдение правил дорожного движения владельцами мотоблоков – настоящее бедствие: не подают сигнал поворота рукой при манёвре, останавливаются, где хотят.
Речь заходит об интересных случаях из практики.
– Как-то остановили легковой автомобиль – за рулём водитель. Но уже к инспекторам машина подъехала без него: водитель лежал на заднем сиденье и делал вид, что спит, – с улыбкой вспоминает Яна Валерьевна. – Или вот ещё случай. Останавливали машину с прицепом, гружёным зерном. Жезлом указали на обочину. Когда повернулись, увидели, что автомобиль в кювете – обочина скользкая...
К сотрудникам ГИБДД можно относиться по-разному. Но любой водитель или пешеход согласится с тем, что при современной интенсивности движения на дорогах без них обойтись невозможно.