«Кроме огромного мужества, которое имеет в себе духовная любовь, она собирает вокруг себя и все остальные добродетели».
Паисей Святогорец
О том, что приводит женщину к Богу, к монашескому служению – что выше: монашеская или семейная жизнь, о любви и браке, семейных ценностях размышляет матушка Юлия, которая в свои двадцать четыре года совсем недавно, в мае, в третий раз стала мамой. Мы за семейным столом на кухне Барсуковых. Пьём чай. Говорим в форме не столько прямого диалога – доверительной беседы. Это удаётся, когда происходит попадание в тему, когда вопрос заставляет заразительно думать. И характерно, что малышка, кротко посапывающая на руках матушки, помогает видеть её в этом главном амплуа очень органично.
Мы живём в соседнем доме, и так получилось, что мне с балкона не раз доводилось видеть матушку Юлию «в миру». Любопытно, что почти всегда я ловила себя на мысли: какая красивая у нас матушка! Тоненькая, темноглазая, с животиком – нет красивее женщины, чем та, которая готовится стать мамой. С двумя малышами-погодками Таней и Андрюшей. Она приходила в магазин, что рядом с нашим домом, и обязательно, купив продукты, отламывала хлеба, булки, печенья и давала собакам: соседскому Джексону и Просто Собаке, ничейной собаченьке, которая живёт и кормится у магазина уже давно, и подружилась с покупателями и здешней детворой. Просто Собаку кормят матушка и ребятишки. Больше я не наблюдала, чтобы кто-то проявил интерес к бездомной дворняге. Лично для меня это уже часть характеристики матушки: «скажи, как ты относишься к собакам, и я скажу, какой ты человек».
Начатый с юношеских воспоминаний рассказ матушки Юлии был полезен и мне. И меня располагал к размышлениям о собственной жизненной позиции в православии.
Родилась матушка Юлия в многодетной семье в Демьянском Уватского района. Ей было десять лет, когда умер отец. Мама Ольга Петровна поднимала пятерых детей одна. О вере Юля знала от добрых людей, бабушек, старушек. Покрестилась в шесть лет – судьбоносное событие для неё, считает: в Демьянское на крещение приезжал владыка Фотий. Храм в Демьянском старинный, намоленный. Старики говорят, что строили его всем миром: каждый прихожанин жертвовал десяток яиц при возведении стен – их замешивали в раствор для крепости. В 1831 году храм был освящён. Возвели его на берегу Иртыша: величественный, светлый. Тогда и зажглась, по словам матушки, искра Божия в её душе. С третьего класса она пела на клиросе. И это было такой радостью! Дома её духовные стремления, безусловно, поддерживали.
Так вот. Родители – это настолько ответственно, считает матушка Юлия. Несовершенно общество, уровень и культура потребления выходят за рамки разумного – за духовное воспитание детей перед Господом ответ несут родители. За свою нерадивость в духовном воспитании – тоже.
Зёрна веры, заложенные в душе Юлии, дали свои всходы: она ушла после школы в монастырь, чтобы молиться за всех и за вся. Переломный подростковый возраст прошёл в некой душевной смуте, и как итог духовных исканий – четыре месяца в Свято-Введенском монастыре в Тобольске, монастырь в Курганской области. Это живое общение с носителями духовной традиции: на крыльях летала, стараясь с прилежанием исполнять послушания. Молилась. В чёрном одеянии, в подряснике. Свои страсти распинать: уныние, гнев, раздор, леность, злобность – всего труднее. Вообще правильная жизнь во Христе – это трудно, это сложно. Христианство – и есть мученичество. «Для монахов свет – это ангелы. Для мирских людей свет – это монахи».
Истинным духовным утешением монашество не стало для матушки Юлии. Знаете, как одному греческому игумену, который отдавал всё своё время на чтение святых отцов, сказали, что он поступает, как больной, который хочет вылечиться, только читая медицинские книги. Собираясь принять иноческий постриг, нельзя иметь ни капли сомнений. «Как жених говорит о девушке, которую любит, что жить без неё не может и не возьмёт замуж никого другого, так должно быть и с монашеской жизнью. Если склоняешься к ней на 99 процентов, но на один процент сомневаешься и пребываешь в нерешительности, не достигнешь успеха», – говорил старец. Важно не столь поменяться чисто внешне, а кардинально измениться внутренне. Это своего рода особый дар Бога – войти в Божию семью. Удалиться от мира не потому, что он тяготит, повергает в уныние и стресс, а потому, что любишь его и стараешься помочь в трудностях, сделать совершеннее. Пресловутый один процент смущал в выборе девушку – матушка Юлия вернулась из послушниц в мирскую жизнь. Не приняла иноческий постриг. Видимо, Господь предначертал ей иной путь: стать женой священника.
Отец Артемий нёс в то время послушание коменданта резиденции владыки Димитрия. Брат Юлии учился с ним, был его другом и помощником. Над его кроватью в общежитии висела вышитая бисером картина: гепарды – львица с маленьким детёнышем. «Плотью в плоть, шерстью в шерсть проникая», помните? Тема материнства, тема любви. Отец Артемий, увидев её, сказал другу: «Я еду к тебе в гости». Он уже решил для себя, что Юля станет матушкой. Они встретились на пасхальные каникулы. Радость, счастье, взаимная симпатия! Судьба Юлии была определена служением семье.
Месяца три они встречались на берегу Иртыша за Тобольским кремлём. И оба понимали, что любовь – это дар Божий, что её надо беречь, как драгоценность. Терпеливый, спокойный, уравновешенный Артём красиво ухаживал за Юлей, она присматривалась к юноше, много рассказывала об отношениях и безграничной любви в царской семье Романовых. В сложных ситуациях, столкнувшись с испытаниями, Юлия всегда читала акафист Святому Николаю и находила помощь. Семья русских новомучеников-страстотерпцев стала для Артёма и Юлии эталоном семейных отношений. А Пресвятая Богородица – самым ярким примером подлинного материнства. Это непреходяще, это вне времени. Времена меняются, с точки зрения культуры и общественной жизни, меняются идеалы – всё преходяще. Материнство – вечная ценность.
Хотя матушка Юлия – человек немногословный во всём том, что мы называем «личным», что касается материнства, здесь как на исповеди. Это ведь очень важно для других женщин-прихожанок, для девушек. Все дети – желанные, все дети посланники Божии в этом мире, твёрдо убеждена она. И на аборты, и на средства защиты от беременности – в семье табу. Предохраняться от кого? – задаёт она риторический вопрос. От собственных детей? Жить для себя? Так жить вместе с миром и детьми, жить ради них – это и есть для себя. Если Господь не дал деток – брать на воспитание в детских домах, помогать многодетным. Душа растёт от этого. Эгоизм бездушен.
Священство, жизнь в деревне, с сельским приходом, по словам матушки Юлии, – благодатны. Сегодня среди прихожан она видит людей, которые служат примером для подражания в устройстве семейного дома, примером подвижничества, любви, верности, правильной жизни. Правильная жизнь, по словам матушки Юлии, – это жизнь со страхом Божиим, по заповедям Божиим, с осознанием ответственности. Эти люди становятся светом для прихода. Притягивают к себе. Тем самым прославляют церковь.
Блиц для матушки
– Матушка Юлия, радость земная и духовная – это разные вещи?
– Духовная радость – это высшее проявление этого чувства. Мы говорим: радость для души, но это не есть радость духовная. Радость для духа – молитва, беседа с Богом, помощь ближнему, очищение. А радость земная: от красоты природы, от общения с любимыми людьми. Накормила семью, всем вкусно – земная радость. Сделал первые шаги ребёнок – земная радость. Но зачастую и к земной радости люди глухи: столько Господь чудес сотворил, а им всё плохо. Спасение наше – в самоукорении.
– Семья православная – в Вашем представлении?
– Это семья с крепкой верой. Господь рядом, если ты имеешь веру. Семья, где взрослые и дети живут с молитвой, где умеют простить и примириться. Семья, которая ходит в храм, все – от мала до велика. Сами исповедались и причастились – детей причастили.
Вот родители для себя решили: «У нас будет только два ребёнка или один». Бога они не берут в расчёт, поэтому и случается столько несчастий. А ведь Бог, как говорится, даёт ребёнка, даёт и на ребёнка. Подаёт помощь свою.
– Искусство исповеди – это искусство самосовершенствования, умного и честного анализа собственных поступков, мыслей и дел. Как этому научиться? Можно ведь попросить прощения за то, что смотришь телевизор, и не увидеть за собой каких-то настоящих и больших грехов. Нет ли здесь гордыни, ложной скромности?
– Когда человек исповедуется, учится смирять гордыню, преодолевает ложную скромность – это и есть начало его спасения. Если же он боится исповедоваться из страха показать себя плохим перед священником или в глазах других – такой человек никогда не исцелится, будет носить в себе разрушительный эгоизм.
– Праздники, которые любят в Вашей семье?
– Пасха, Рождество. Свечи зажигаем, выключаем свет – всем радостно. На Пасху красим яйца – уже в этом столько радости. Не стараемся наготовить много еды, столько, чтоб стол ломился. Чревоугодие – это грех. Всё должно быть в меру.
– А какие песенки у Вас на ночь?
– Колыбельные: «Спи, дитятко, почивай». Молитвы. Дети становятся постарше, сами себе поют. Андрюша – тот просто: лёг и заснул.
– Строгость или доброта и снисходительность к детским шалостям в основе Вашего педагогического правила?
– Атмосфера любви и чистоты – основа православного дома. Строгость чрезмерная только навредит. Кто не возьмёт добром – не возьмёт строгостью. В доброте растут детки – к добру тянутся. В любви – тянутся к любви.
– Не трудно жить в селе? Нравится?
– Нравится. Кто понял жизнь – уехал из города, подальше от пагубных развлечений. При распределении батюшке предложили один из тюменских приходов, при храме Серафима Саровского. Он сказал: «Матушке будет трудно». И вот мы здесь. И нам здесь нравится.
– Начало всех начал – семья, корни человеческие, которые закладываются с детства. Благодаря чему, считаете, Вы пришли к такому выбору жизненного пути?
– Моя мама – отзывчивый, сердечный человек. Мой выбор одобрила. И сегодня готова помогать нам с детьми, как бы трудно ни было. И понимает, что в такой помощи мы будем нуждаться ещё долго. Я всегда видела понимание с её стороны.
– Как выбирали детям имена, матушка Юлия? По святцам? Святые имеют власть приносить Богу молитвы за детей?
– Святые непрестанно молятся Богу и умилостивляют Его. Танюшку мы назвали не по святцам – имя красивое. Дома – егоза, а в детский сад пошла, стала спокойнее и рассудительнее. Домостроительница, управительница – по православному календарю. Родилась в июле. Андрей – мужественный. Родился в сентябре. Назвали в честь Андрея Стратилата, поборника христианской веры. Во время гонений на христианство он не скрыл своей веры, его стали подвергать мучениям. Он был военачальником. Всё вытерпел. И ушёл к Богу. Мария родилась на Николу летнего. Сильное имя, означает «госпожа». Старшие начинают заботиться о младшей сестрёнке – прибегут, обнимут.
«Дети должны впитывать благочестие с молоком матери».
Паисей Святогорец
Весть о том, что у кого-то в селе родился малыш, новый житель, гражданин, всегда неудержимо радует. Маленькому разумному существу дали шанс радоваться жизни, видеть мир, расти, взрослеть, творить, созидать. А здесь и вовсе событие знаменательное: доченька в семье священника. И весь приход звонит и требует отчёта: какой у крохи рост, вес, на кого похожа, как себя «зарекомендовала». Добровольно брал на себя заботы о пелёнках и игрушках, помогает по сей день.
Особая радость, приподнятость настроения царили в храме. Матушка Юлия с благоговением вспоминает эти трудные счастливые дни: слава Богу за всё. Белоснежное приданое для новорождённой, перетроганное за месяцы беременности на сто рядов, крошечный носик в кружевном оконце. Лучший из семейных праздников.
Как и в любой другой семье, отец Артемий и матушка Юлия хотят, чтобы их дети были благополучны, разумны, талантливы, добры, чтобы были здоровы. Они считают, что семья подразумевает огромнейшую нелёгкую работу. Матушка Юлия, молодая милая искренняя женщина с неповторимым светом счастья на лице, её не боится.