В Калиновку путь неблизкий, но по асфальту ехать привольно и легко: привольно, потому что простор широкий, поля пшеничные и рапсовые по обе стороны дороги радуют глаз, а легко, потому что спешим в гости к уважаемым жителям села – супругам Левиным. Их крестовый дом самый первый при въезде. Встретили нас хозяева – Ефросинья Андреевна и Михаил Григорьевич приветливо.
Они уже в курсе, что на праздник святых Петра и Февронии их будут чествовать, как проживших в крепком брачном союзе 57 лет. В крепком – не только потому, что брак строился на большой взаимной любви, а потому что вырастили шестерых детей, дали им хороший пример и мудрый совет, как строить отношения в семье.
Сегодня они снисходительно подтрунивают над собой, понимают друг друга с полуслова.
В юности их объединила любовь к песне, ответственное отношение к труду. Михаил Григорьевич в колхозе имени Калинина работал трактористом, затем после окончания Тобольского зооветтехникума – зоотехником в совхозе «Преображенский». Ефросинье Андреевне довелось поработать и на молочнотоварной ферме, и на свиноферме.
– Хозяйство было большое, жилось людям неплохо. Это сейчас в частном стаде 20 коров, а было 300. Овец люди держали помногу, свиней. А сколько было общественного скота на фермах! Теперь деревни разорились. А это в корне неправильно. Россия всегда была сильна деревней, которая и себя могла прокормить, и город, – высказывает свою точку зрения на положение в сельском хозяйстве Михаил Григорьевич. – Потеряем деревню, потеряем Россию.
Как же так получилось, что без ссор и обид они прошли рука об руку больше полвека?
Ефросинья Андреевна улыбается: «Дел было много, знай, разворачивайся. С фермы домой, а дома дети – им надо приготовить еду, надо постирать. Полный двор скота, с которым надо управиться вовремя. Для пустых разговоров времени не было».
Ласковых слов, которыми одаривали друг друга в юности, говорят, что не помнят. А помнят, что говорили «отец» и «мать»: «Спросите у отца», «Попросите у матери» – примерно так.
А ведь это очень неплохо, когда за ответами на сложные вопросы дети идут к матери и отцу, будучи уверенными, что их выслушают и посоветуют, как быть. Жена сына Михаила Лариса очень тепло отозвалась о свекрови и свёкре: «Добрые, трудолюбивые, замечательные люди, всегда с радостью встречают детей и внуков».
Глава семьи с гордостью сообщил: «У нас одиннадцать внуков и четыре правнука». Немного помолчав, добавил: «Старший сын Андрей уже ушёл в мир иной. Татьяна, Николай, Михаил, Сергей далеко от нас не уехали - живут в Тюмени, Ишиме, Сорокино, Покровке. Довольны, что нас с матерью не забывают. Теперь мы не в силах держать большое подсобное хозяйство, но вот кур, гусей и три овцы держим, чтобы было чем угостить детей и внуков.
Супруги Левины гордятся своими детьми, которые выросли в сибирском селе, впитали в себя и русскую, и мордовскую культуру, знают родной язык предков, создали свои семьи. Прошлое - оно рядом. И целина, на которой Михаил Григорьевич провёл много времени, и концерты художественной самодеятельности, на которых зрители любовались его женой - красавицей-певуньей, и то, как преображалась Калиновка в шестидесятые годы - сплошь строили крестовые дома, крыли крыши шифером. И более далёкое прошлое сегодня оказалось рядом.
Память уводит в годы Великой Отечественной войны, когда Фрося Шатунова и Миша Левин были ещё малолетними детьми. Отец Григорий Гаврилович Левин воевал за свободу Родины, брат Ефросиньи Андреевны Шатунов Сергей Андреевич тоже был участником ВОВ. Жаль, не сохранились старинные фотографии.
Дети, внуки, правнуки – вот главное достояние четы Левиных. И ещё этот уголок России - село Калиновка, родные просторы, на которых, с лёгкой руки всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина, в двадцатые годы прошлого столетия поселились мордовские семьи. Были годы становления, были годы процветания, а теперь наступило время упадка. Это волнует старшее поколение села, и огорчает то, что исправить ситуацию они не в силах. Здоровье подводит, сказывается многолетний тяжёлый труд.
А что радует супругов Левиных? Радует большая семья – в ней надежда и опора.