Медиакарта
19:23 | 30 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Жизнь, опалённая войной

Каждая семья свято хранит в памяти подвиги своих отцов и дедов, тружеников тыла. Моя тётя Евдокия Харитоновна Шкуратова всю войну проработала на лесозаготовках, приближая победу над фашистами. Родилась она в деревне Новосёлки в многодетной семье Харитона и Федоры Шкуратовых. В 1939 году семья переехала в Катышку. Отец устроился в бригаду на железную дорогу заготовителем леса, мать нигде не работала, воспитывала восьмерых детей. Старшая дочь Мария была принята в столовую поваром, а пятнадцатилетняя Евдокия пошла работать на отсыпку второй ветки железнодорожного полотна. Целый день, с утра до позднего вечера, девушка возила тяжёлые тачки с глиной. Болели руки, ноги, спина, но надо было помогать отцу с матерью кормить и одевать младших сестёр.

Во время войны отец не был призван на фронт, его комиссовали по болезни. На лесозаготовках не хватало рабочих рук, и Харитон Гаврилович взял к себе в помощницы Евдокию. В декабре 1942 года отец заболел и умер, оставив на руках жены малолетних детей, младшему исполнился всего год.

Евдокия официально устроилась в бригаду, работала на заготовке леса до конца победного 1945 года. Лес нужен был для отопления военных заводов города Омска. После войны Евдокия перешла на кирпичный завод: месила глину, закладывала её в формы, грузила в печи.

В 1953 году она устроилась в Голышмановский райпромкомбинат в сапоговаляльный цех пимокатом (потом цех переведён был в КБО), больше четверти века работала там – до самой пенсии. Я часто бывала у неё на работе. Гул машин, тусклый свет и запах кислоты. Сырость такая, что в воздухе туманом стоит. Но женщины трудились, снабжая область тёплыми, лёгкими валенками. Иногда тётя Дуся приносила шерсть домой и делала заростку валенок прямо в квартире. Нам, девочкам, было интересно наблюдать за этим процессом. Заготовка была огромная, во всю длину и ширину комнаты. Из такого массивного неуклюжего куска шерсти получался аккуратный, красивый валенок – нам это было в диковинку. И как тщательно и равномерно надо было разложить шерсть, чтобы не осталось ни комочков, ни вмятин. Зарощенные заготовки Евдокия сворачивала и уносила в цех, где их стирали, натягивали на колодки и сушили. Помню её натруженные руки: вспухшие суставы, пальцы, изъеденные кислотой – они болели по ночам! Но о другой работе она уже не помышляла. Её уважали в коллективе за трудолюбие и терпение, за скромность и отзывчивость, за умение утешить товарища в беде.

Неоднократно Евдокия Харитоновна избиралась депутатом районного совета, она была удостоена званий «Ударник коммунистического труда», «Победитель социалистического соревнования», «Ударник пятилетки», награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда». В 1988 году она переехала к дочери Тамаре в Красноярск.

В 2000 году Евдокии Харитоновны не стало. Много лет прошло, но мы помним о тёте, храним в семейном архиве фотографии и документы для внуков и правнуков, чтобы и они знали, какой героической ценой досталась нашей Родине Великая Победа.

Фото предоставлено автором

Автор: Валентина ВАСИЛЬЕВА, племянница