Большинство зоновцев сходятся во мнении, что их село становится всё привлекательнее для местожительства. И не только они – горожане, северяне. Я их выбор целиком разделяю. При всех сложностях экономики сегодня, успешно развиваются сельхозпредприятия: общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма имени Чапаева» и крестьянское (фермерское) хозяйство В.Ш. Нурутдинова. Плюсовая демография по территории – в прошлом году родилось восемь детей, а умерло семь человек. И в этом году уже восемь детей появилось на свет. Среди молодых семей многодетность – норма. Трое, четверо, пятеро деток! Дети – главное достояние, смысл и цель всей жизни, главные приоритеты семьи. Главная жизненная ценность. Условия для воспитания, всестороннего развития юных граждан имеются. Основная школа и детсад приведены в нормативное состояние, впрочем, как и фельдшерско-акушерский пункт, и сельский Дом культуры. Учреждения соцкультбыта – украшение села. Школа, пожалуй, самая зелёная в районе! Утопает в зелени парка, по сибирским меркам – парка-дендрария. Здесь множество деревьев и кустарников хвойных, лиственных, широколиственных пород. Это добрый вечнозелёный подарок селу и школе заслуженного учителя, депутата сельской думы прошлых созывов Ольги Ремиславовны Васильевой, человека скромного и щедрого. Неодномоментный подарок! Тенистый сквер встречает первоклассников многих поколений, а выпускников школы провожает в жизнь, в новый учебный путь. Любимые аллеи принимают как друзей и готовы всех выслушать.
Доходное место
Когда проезжаешь зоновской улицей, все преимущества сельского образа жизни видишь как на ладони. Разноцветная сайдинговая облицовка домов, металлочерепица ярких крыш, литые металлические ворота. В палисадниках и дворах цветочное буйство. В огородах ровные ряды урожайных грядок, длинные прямоугольники картофельных плантаций. Для владельцев здешних крепких подворий это, как и в прежние годы, главная кормовая культура. Так водилось в зоновских дворах, когда количество живности в частных дворах было кратно выше, так и сегодня, когда заметно поредело сельское коровье стадо. Но зоновцы отдают предпочтение птицеводству, разводят свиней – дворы здесь живые, крепкие, многоголосые.
Пытаюсь спросить, насколько доходно личное подсобное хозяйство и сельский огород. Люди прикидывают, но теряются в цифрах. Кто её считал, чистую прибыль? Надо отремонтировать к зимней поре хозпостройки? Обустроить подворье так, чтобы было тепло, удобно, без лишней ходьбы? Когда всё устроено толково, говорит Любовь Владимировна Семенченко, у которой сегодня на повестке дня ремонт хоздвора, большое количество птицы, другой домашней живности никак не влияет на образцовый порядок двора. Мы видим: так и есть. Во дворе много цветов, сад разнообразный и ухоженный. И даже для дизайнерских идей есть место. Подремонтировать стаи и сараи, скважины пробурить – скот не напоишь ведром воды. Молодняк приобрести для откорма, корма, сено заготовить, технику сельскохозяйственную обновить. Крестьянский двор – дело затратное. Но и прибавка ощутимая и гарантированная к семейному бюджету, особенно осенью – хрюшки, бройлеры, куры и утки идут на реализацию, мощно набрав за лето килограммы привесов.
Мои журналистские наблюдения подтверждает статистика. В Зоново на 348 человек трудоспособного населения числится лишь два десятка безработных и те трудятся по найму на ремонтных работах, заготовке дров, сена. Около 220 человек заняты в сельхозпроизводстве, в учреждениях социальной сферы, на предприятиях торговли. Часть уезжает на северные вахты. Меньше сотни пенсионеров – живое молодое село. Чем ближе с ним знакомишься, тем больше понимаешь, что оно органично вписалось в современные процессы региональных экономических и социальных преобразований.
Готов упрочить личный доход крестьянским делом, приезжай в Зоново. Немаловажная деталь. Местная исполнительная власть делает всё для комфортного проживания людей на своей территории. К 123 дворам подведена вода. Есть сельский водопровод – больше 20 водоразборных колонок. Жильё газифицировано. Продолжается обвязка домов льготных категорий граждан. Всё как в лучших домах из детсадовского эпоса: а у нас в квартире газ, а у нас водопровод. Вот.
Земля-кормилица
– А тенденция возвращения горожан в село есть, – говорит глава сельского поселения Галина Андреевна Задорожная, навскидку называя с десяток фамилий людей, которые приехали в Зоново из города, переселились насовсем, обустроились, отстроились. – Даже детей, молодые семьи, перевезли. Поэтому рождаемость у нас повыше будет, чем в других населённых пунктах.
Она рассказывает мне о Евдокимовых, Жилкиных, Бузубовых, Асубаевых, а я вспоминаю свои недавние встречи с ними. Значит, не уехали обратно, обжились. Обрели в наших краях малую родину. Нашли Зоново привлекательным и благоустроенным. Их выбор – свидетельство нашего непредвзятого взгляда на сельскую глубинку. Без ложной скромности: зоновцы имеют здоровые амбиции и двигаются в нужном направлении.
Родом из детства
Устойчивая фраза «Вернулся в родные пенаты» о жителях Зоново Семёновых – это их дом вырос за три года на берегу здешней речки Синьги. По наследству Владимиру Алексеевичу, недавнему жителю Тюмени, водителю с многолетним стажем, достался родительский домик. Небольшой, крестьянской застройки, с большим участком на берегу. Черёмухи его детства, кипенно-белые весной, росли прямо в огороде. Я сразу обратила внимание на уникальный дом, двор и сад, «впадающий» в речную заводь.
Первое, что сделали Владимир Алексеевич и Людмила Анатольевна, решив вернуть старому дому вторую жизнь, спланировали участок в двадцать с лишним соток, все будущие постройки. Дом-красавец спроектировали, чтобы стоял сто лет. Настолько к лицу его современный вид селу сегодня! Высокий, в двух уровнях, в красно-бежевой сайдинговой одёжке: дом-терем! Баньку срубили новую. Настолько эстетично и толково: парилка, в предбаннике гостеприимный стол. Попарился – и в речку, спуск обустроен рядом. Отделка – тёплое золотистое дерево. Очень аккуратно внешне и красиво. Друзья из города бывают здесь – очень нравится. По всему, гостят они здесь часто, раз хозяин не преминул первым делом похвалиться банькой. А хвалиться есть чем долго и всерьёз.
Владимир Алексеевич рассказывает, что не стал терять время, ждать, когда отстроит дом, – сразу разбил сад. «Укрепил» берег, посадив три сосны по соседству с родительскими черёмухами. Выбор дерева объясняет просто: сосна – вечнозелёное дерево, а значит не поддаётся никаким разрушительным силам, не боится зим и морозов. Символ-дерево, дерево-оберег. И энергетическая поддержка не только летом, но и в холода – круглый год.
На участке Семёновых две больших теплицы для огурцов и помидоров – площадь позволяет. Грядки интересной конфигурации: треугольные, трапециевидные, в общей картине они составляют цельный рисунок. Здесь вся огородная мелочь. Теплицы расположены параллельно друг другу. Вместительные, светлые – с видом на урожай. Хозяин характеризует поликарбонатные ангары лучшим образом: обладают высоким теплосбережением, в них всё лето оптимальный режим температуры и влажности. Урожайность тепличных культур мы смогли оценить – оцените и вы.
В саду отдельные яблоньки уже в плодах, сортовой крыжовник усыпан крупными ягодами, напоминающими огромные прозрачные капли. Есть всё: слива, вишня, малина. Целая сотка клубники уже отдыхает после обильного урожая. Много декоративных кустарников и цветов – их очень любит Людмила Анатольевна. Есть место для отдыха – симпатичная беседка, где нас принимает Владимир Алексеевич с маленьким внуком Олежкой. Где же беседовать, как не в беседке!
– Этот дом – наша отдушина от городской суеты и шума, – неспешно говорит хозяин. – В Зоново я родился и вырос. Здесь окончил восьмилетнюю школу. Директором был Николай Васильевич Лачугин, интеллигентнейший человек. Школа запомнилась тепло. Каждый, кто учился в Зоновской школе, ощущал себя частью большой дружной семьи. Уехал учиться, отслужил в армии и всю жизнь прожил в городе. Работал водителем. После смерти мамы я решил отстроить родительский дом. Жена поддержала. А меня всегда тянуло домой. Земля зоновская уникальная, богатая. Пойдёмте, я вам что-то покажу.
Идём. В центре двора расположился уютный деревянный домик. Когда-то это был амбар старой усадьбы. Владимир Алексеевич его разобрал и сделал гостевой дом в крестьянском стиле, где нашлось место всем атрибутам дома его детства. Всё не только подлинное – в рабочем состоянии. Даже габаритную русскую печь, которая занимала в их доме треть избы, сохранили – сложили заново по образу и подобию прежней. И это тоже не имитация, не декоративный атрибут. При необходимости можно использовать по назначению. Внуков порадовать. Рассказать, как всё было. Как бабушка пекла румяные пирожки с черникой, смазывала ещё горяченькими пёрышком утиным. А запах стоял на всю округу! И на этом запахе вся Россия стоит! На полу неизменные домотканые половики, у печи занавеска, на стене портреты в рамках – полная стилизация под избу.
Что ещё? У самой речки железная печь с мангалом. Беседка и мангал – любимые места во дворе. Здесь отдыхают хозяева и гости. Всё остальное на усадьбе – это гигантский кропотливый труд: и теплицы, и грядки, и сад.
– У Зоново очень удобное расположение. Недалеко от федеральной трассы, от города. Леса кругом богатые. Нет проблем с пиломатериалом. Получился уютный дом. Друзья и родные гостят – не жалуются.
А я воспроизвожу увиденное в деталях – у горожан есть чему поучиться. Они созидатели по духу. Создали особый уголок, созвучный памяти детства, в котором и труд, и отдых, и настроение на высоте.
Двор как искусство
А для тех, кто жил в Зоново всегда, никуда не уезжая, яснее ясного, что лучше и краше земли нет. Для тех, кто живёт здесь долгие годы. О них глава сельского поселения говорит с нескрываемой гордостью: старшие и младшие Минор, Зоновы, Повалихины, Семенченко, Васильевы, Джумко, Воробьёвы, Ивановы сделали из своих дворов настоящие шедевры! А чистота и порядок во дворах – образцовые! Неотъемлемая часть их сельской жизни. Это и местная исполнительная власть, и зоновцы так считают.
Ещё у здешних жителей есть одно на всех особое место, излюбленный уголок природы с неповторимым видом: красивый лесной берег за селом, где отдыхают зоновцы. Зеркальная гладь воды, жёлтые кувшинки вдоль берега, непостижимый речной покой. А среди ослепительных берёз бродит короткое лето.