Медиакарта
13:52 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Помочь словом – хорошо, но делом – лучше…»

-…Я не буду спорить, ибо каждый верит в то, во что верит, а переубеждать – занятие, во-первых, неблагодарное, а во-вторых – зачастую бесполезное, но… По моему глубокому убеждению, хотя некоторым это слово и не нравится, нужна перестройка. Перестройка сознания. Врачей – потому что многие привыкли работать по старинке (я всегда это выписывал, так лечил и т.д.), и пациентов, убеждённых, что им всегда помогал именно тот препарат, именно тот врач, а тот диагноз – единственно верный… А ведь жизнь идёт вперёд, многое меняется, в том числе – формы и методы лечения. Но главное - наконец-то надо прийти к пониманию, что хорошее здоровье (за исключением, безусловно, болячек, передаваемых на генетическом уровне) мы получаем изначально, а потом… теряем, приобретая заболевания. И в основном - сами, можно даже сказать - по собственной воле. При этом забывая, что существует один основной «препарат», который может противостоять всем «приобретениям», - здоровый образ жизни…

Такое мнение высказала директор департамента здравоохранения Тюменской области И.Б. Куликова во время рабочей поездки в Армизонский район, общаясь с журналистами, после проведения личного приёма граждан. Во встрече также принимали участие главный врач ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) Д.И. Бутов и заведующий Объединенным филиалом № 3 Армизонская районная больница П.А. Козлов.

Стоит отметить, что на приём записалось не так много армизонцев, но те, кто пришёл, смогли задать личные вопросы и получили соответствующие консультации. В свою очередь, журналисты интересовались общим состоянием дел в здравоохранении, но первой все же была поднята тема бесперебойного и полноценного обеспечения дневного стационара.

- Да, я согласна, что такая проблема существует, и актуальна не только для дневного стационара, но и по лекарственным препаратам для льготников. Иногда это связано с теми законодательными рамками, в которые мы поставлены по торгам и аукционам на поставку товаров. Причем, не только по лекарствам – то же самое и по ремонту учреждений здравоохранения. Безусловно, стараемся своевременно определять необходимые позиции, готовить всю документацию, подавать заявки, но… Во-первых, предусмотреть не всегда и все можем - иногда играет свою роль пресловутый человеческий фактор, или какой-то препарат может закончиться в самый неподходящий момент, и приходиться выкручиваться, заключать дополнительные договоры, изыскивать финансовые резервы. Второе – к сожалению, еще существуют и не совсем добросовестные поставщики… Например, недавно на аукцион по ремонту действующего стационара заявился подрядчик, который значительно снизил цену, но, как впоследствии оказалось, он просто не в состоянии собственными силами произвести все работы… То же и с лекарствами – выигрывают торги, и начинается – то товара пока нет в наличии, то транспорта… А мы вынуждены ждать. И ведь каждому не объяснишь, что все от нас зависящее сделано… Пытаемся минимизировать подобные сбои, однако полностью исключить пока не получается.

С другой стороны, всё же основным является именно круглосуточный стационар, ибо там – экстренные случаи, и если поступает тяжелый пациент, то сказать – подожди, нам еще лекарства не привезли – мы просто не имеем права. И здесь все поставлено в самые жесткие рамки. Дневной же, все-таки, более плановый – если вам назначено «прокапаться», допустим, в сентябре, то немного подождать можно. Я прекрасно понимаю людей и в курсе ситуации, поэтому могу только пообещать, что проблема будет решаться. Не сразу и вдруг, но уверена - мы наладим бесперебойное снабжение.

В разговор вступил главный врач ГБУЗ ТО “Областная больница № 4 (г. Ишим) Д.И. Бутов, заметивший, что по перебоям были как объективные, так и субъективные причины, которые устраняются. Району на 20% увеличена квота на дневной стационар, за счет средств спецсчета дополнительно приобретён требуемый препарат, который уже завезён.

- Могу добавить, что в настоящее время весь мир работает на принципах доказательной медицины, - заметила Инна Борисовна. – То есть – существует порядок доказательств эффекта того или иного препарата при различных нозологиях. Все это, естественно, систематизируется и сохраняется, поэтому всегда можно посмотреть – а так ли эффективен тот препарат, который иногда даже прописывает врач, или, бывает, что пациенты сами себе… Мы не очень быстро подходим к такой практике – в основном, крупные медицинские центры, а вот в районах, небольших поликлиниках, до сих пор, к сожалению, иногда ещё пользуются устаревшими схемами. Могу сказать, что есть препараты, эффективность которых не доказана, то есть – лечебный эффект связан… лишь с верой самого пациента в их действенность.

Для исправления этой ситуации мы регулярно приглашаем к себе ведущих специалистов, которые проводят обучение и мастер-классы для наших врачей. Но - нужно время, ничего не происходит вдруг. Я думаю, что только по одной причине, - это, так называемый, «синдром веры» - я верю, что это лечит, значит – лечусь…

Добавлю, что мы до сих пор не можем развеять миф о дисбактериозе. Согласно международной классификации болезней, в соответствии с которой должны выставляться диагнозы в Российской Федерации, диагноза «дисбактериоз» не существует. Специфического лечения состояния пациента, связанного с временным дисбалансом микрофлоры кишечника, не требуется.

Возвращаясь к дневному стационару, отмечу, что он – очень удобен, но нужно, чтобы лечение в нём было полезным и действенным.

Далее в ходе разговора был поднят вопрос о графике приезда и проведения приёма бригадами врачей – узких специалистов.

- Во-первых, думаю, в самой поликлинике необходимо на самом видном месте поместить стенд, с указанием – кто и когда приезжает, - предложила директор департамента здравоохранения. – Люди подошли, посмотрели – обратились к регистратору, чтобы их записали на приём… А ещё лучше – сами врачи, проведя приём и поняв, что нужна консультация какого-то специалиста, сами вносили пациентов в «лист ожидания». И затем, ибо, действительно, могут произойти какие-то изменения – своевременно информировать об этом, в том числе – и с помощью СМИ.

Со своей стороны, Д.И. Бутов отметил, что график есть, и он постоянно корректируется, причем – по объективным причинам: например, запланирован визит невролога, но зав. филиалом звонит и предлагает включить, допустим, эндокринолога, ибо в нём потребность больше…

- …Тем не менее, примерно за 10 дней до выезда все уже определено, и мы готовы предоставлять такую информацию, чтобы пациенты могли заранее записаться, - пообещал Дмитрий Иванович.

Один из последних вопросов касался очередной «волны слухов» о сокращении или даже вовсе закрытии Армизонской районной больницы…

- Категорически и со всей полнотой ответственности заявляю – НИКАКИХ планов в этом отношении у областного департамента НЕТ! – подчеркнула И.Б. Куликова. – Мало того – мы увеличиваем и улучшаем материальную базу, и первый шаг - установили новый рентген аппарат. Обязательно доведём до ума ситуацию с детским отделением – были жалобы по низкому температурному режиму. Принято два новых врача – терапевта. Сегодня у нас проходит собеседование ещё с одним специалистом, который, думаю, придется больнице «ко двору». Отмечу, что, по сравнению с другими районами, у вас больших проблем с обеспеченностью кадрами нет. Конечно, не всё и сразу, но решается, в том числе – и благодаря поддержке администрации, что, кстати, происходит не везде. Но… И это довольно серьёзный вопрос – если у врача нет загруженности, то за определённый промежуток времени он теряет квалификацию – нужна постоянная практика. Ну, например, в том же родильном отделении, если роды не принимаются хотя бы раз в день, а это происходит раз в неделю или даже в месяц, то о каком опыте может идти речь? И именно поэтому мы пытаемся оптимизировать структуру так, чтобы специалисты были задействованы полностью и сохраняли должный уровень квалификации.

- Инна Борисовна, а при «потоковом приёме» не теряются ли такие факторы, как человечность, сопереживание, душевность? Ведь для людей иногда самое важное, чтобы их выслушали, так сказать – «полечили словом»…

- Думаю, в этом случае надо провести грань между грубостью, хамством и - деловым стилем общения врача с пациентом. Первое, безусловно, неприемлемо и мы стараемся с этим бороться, а вот душевность, как вы говорите… Безусловно, очень хорошо, что есть в нашей профессии такие «самородки», которые умеют совмещать высочайший профессионализм и индивидуальный подход к каждому пациенту, сопереживают, проявляют участие… Лично я за то, чтобы был внимательный доктор, профессионал своего дела, высокотехнологичное оборудование, прогрессивные и эффективные методы лечения. Да, помочь словом – это хорошо, но делом – все-таки лучше. Если же все получится совмещать – буду только рада, и за таких врачей надо держаться обеими руками. Я согласна с высказыванием Владимира Бехтерева: «Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач».

…Хотела бы, чтобы люди наконец-то осознали истину – если мы будем вести нездоровый образ жизни, то ни один врач, имея и обширные знания, и высочайшие технологии, не сможет помочь. Согласитесь, что это не совсем правильно, когда человек курит, употребляет алкоголь, неправильно питается, мало двигается, а потом приходит в больницу – лечите меня! И ещё, поверьте, очень много зависит от настроения – оптимисты болеют гораздо реже. Поэтому от всей души желаю армизонцам хорошего настроения и, естественно, здоровья. То, что зависит от нас, мы постараемся сделать, исправить, отрегулировать, и будем рады, если армизонцы нам в этом помогут.

Горячая линия департамента здравоохранения Тюменской области

В целях обеспечения доступности и повышения качества оказания медицинской помощи в Тюменской области департаментом здравоохранения Тюменской области организован прием обращений граждан по вопросам оказания медицинской помощи, в том числе - по вопросам лекарственного обеспечения и обезболивания, по телефонам горячей линии 8 (3452) 68-45-65 и 8-800-250-30-91 (звонок бесплатный).

Автор: Владимир МЕЛЕШКО