Рассказывает старший государственный инспектор, руководитель патрульной группы с. Уват госинспекции по маломерным судам Олег Папазян: «Поступил сигнал: на Иртыше в районе д. Уки объявился катер, с борта которого некий гражданин, представляясь то рыбоохраной, то инспекцией ГИМС, не предъявляя документов, преследует местных рыбаков. Неизвестно, правдивая информация или нет, но проверить её мы обязаны».
Мы, это Олег Папазян, участковый уполномоченный по Укам, Горнослинкино, старший лейтенант полиции Михаил Слинкин и ваш корреспондент.
На катере инспектора выходим на простор озера Укинский сор от турбазы отдыха. Олег Мардиросович, он за штурвалом, берет направление на протоку и далее в Иртыш. По правому борту показалась деревня Уки. А вон удильщик на берегу. Палатка, костерок, машина, бегает мальчишка лет семи, сынишка, наверное. Приглушив мотор, Папазян расспрашивает мужчину об интересующем нас катере. «Сегодня не видел… но вчера проплывал такой… в сторону сора…», - доносится с берега. Для верности, пройдя ещё пару километров вниз по течению, разворачиваем судно и, прибавив оборотов, назад.
Снова Уки, теперь уже по левому борту, и снова протоки… Но, внимание! В тихой заводи виден катер, в нем человек. Устремляемся к нему. Обознались. Вблизи - это лодка. Но «навороченное» белое суденышко действительно напоминает небольшой катерок. Подплываем.
«Вы участник соревнований?» Надо сказать, что в этот же час на озере проводился районный чемпионат по ловле рыбы спиннингом с лодки. «Нет, - отвечает, - я сам по себе». «Откуда вы? Тюменский? Почему нарушаете? В лодке без жилета, номерных знаков на борту судна нет и документов у вас нет. Лодка ваша, зарегистрирована? Нет? Плохо! Целый букет нарушений у вас. Еще на алкоголь надо бы проверить...».
Пока гражданин из Тюмени, роясь в карманах и бардачке, ищет хоть какие-то бумаги, спрашиваю инспектора: «На воде, как и на дороге, пьяный за рулем - преступник?».
«Конечно, только не все это осознают. Наши действия при этом такие же, как у ГИБДД. Структура водной инспекции моложе гаишной лет этак на пятьдесят, и чтобы не изобретать велосипед, позаимствовали административную практику у их ведомства, только статьи, естественно, разные. Всё, что я сейчас оформлю, направлю в суд. А судья вполне может принять решение о запрете ему на какой-то срок управлять всеми транспортными средствами. К слову, был случай, когда на реке попался с нарушениями правил эксплуатации маломерных судов машинист поезда. На железной дороге он теперь не работает, ибо, тепловоз тоже транспортное средство».
В эти же минуты старший лейтенант полиции, попросив у незнакомца паспорт, связался с отделом МВД. Того тут же «пробили» по электронной картотеке. Передали: ничего криминального за ним нет.
На корме судна короб-холодильник. Незнакомец добровольно открыл его: приличная щука и судак - сегодняшний улов. Вариант браконьерства отпал сам собой, но полон короб иных нарушений, и никуда от них не деться. Он и не упирается, раскаивается и клятвенно обещает устранить. Этим заслуживает снисхождение инспектора и тот, оформив протокол, выписывает ему штрафную квитанцию. А нарушитель, поинтересовавшись, наконец, какие ведомства его проверяют, этак раздумчиво обмолвился: рыбнадзор вчера тоже был. «Опа!»
Оживился Олег Мардиросович: «Вот с этого места попрошу подробнее. Кто такие, откуда и куда?» «Вельбот, мотор Мерк, вроде, черный. Пошли в старицу, затем в сор, должно быть», - выложил всё, что знал рыбак. «Увы, скорее всего, не тот, у того Ямаха, - не скрывая досады, промолвил Папазян. - Но нам всё одно на сор дорога». И, прибавив оборотов, он вновь вывел катер на озерную волну…
Забегая вперед, скажу: лжеинспектора мы в тот день так и не настигли. Немногим позже узнал: видимо, вспугнутый активностью серьезных уватских служб, он подался в Тобольский район, где и затаился. Но известен номер катера и даже фамилия владельца. Выйти на него, как говорится, дело техники.
Фото автора
К другим новостям "Уватских известий"