Как известно, закон об электронном больничном листе ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 1 мая 2017 года N 86-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ» И СТАТЬИ 59 И 78 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» действует с 1 июля 2017 года.
Чтобы начать выдавать листки нетрудоспособности в электронном формате необходимо:
1. Либо использовать собственное программное обеспечение
2. Либо создать и подготовить к действию автоматизированное рабочее место (АРМ МО) учреждения и криптопровайдер, необходимый для деятельности с электронными цифровыми подписями (Новая версия АРМ МО размещена на сайте Фонда: http://cabinets.fss.ru)
3. Приобрести усиленные квалифицированные электронные подписи для всей медицинской организации и отдельно для врачей, осуществляющих экспертизу временной нетрудоспособности.
Особенности работы с электронными больничными листами
Речь не идёт о прямой замене бумажных «больничных» на электронные: до определённого времени, будут легитимны документы в обоих видах, электронном и бумажном. По идее, повсеместное использование электронного формата позволит в дальнейшем упразднить бумажные листки нетрудоспособности.
1. Как указано в вышеупомянутом законе, чтобы больничный лист был сформирован в виде электронного документа, задействуется система информационного взаимодействия по обмену сведениями. Её пользователями становятся те медицинские организации, которые перешли на электронную форму документооборота.
2. Если в клинику, включённую в систему информационного взаимодействия, приходит пациент, работодатель которого также в этой системе, он может выбрать форму больничного листа – либо бумажную, либо электронную. В последнем случае, требуется письменное согласие пациента на такой вид документа.
3. Оформив электронный листок нетрудоспособности, врач заверяет его, пользуясь своей ЭЦП, и отправляет в подразделение ФСС по электронной системе.
4. Работодатель – участник информационного взаимодействия через собственное программное обеспечение или Личный кабинет страхователя заполняет относящиеся к нему разделы, начисляет и выплачивает пособие находящемуся на больничном подчинённому.
О преимуществах больничных листов в электронном виде.
Преимущество для работодателей заключается в том, что обмен информацией с Фондом социального страхования осуществляется мгновенно, благодаря чему ускоряется процесс возмещения выплаченных по больничному денег. Кроме того, отпадает необходимость в хранении документов в бумажном виде.
Преимущество для заболевших работников: им не нужно самостоятельно и оперативно доставлять «больничный» в бухгалтерию предприятия.
Преимущество для Фонда социально страхования: в электронной системе полностью исключены поддельные больничные листы. Плюс комфортные условия сотрудничества со страхователями.
Следует заметить, что введение в действие электронных больничных листов начато благодаря результатам пилотного проекта. В течение 2015-2016 годов документы о временной нетрудоспособности в электронном виде, наряду с бумажными, выдавали в отдельных краях и областях России. Участниками проекта стали полторы сотни учреждений, а электронные больничные получили пятьдесят тысяч пациентов. Экспериментальное нововведение оказалось вполне успешным.
Информационное взаимодействие всех участников формирования ЭЛН на сегодняшний день обусловлено развитием социальной сферы и совершенствованием системы обеспечения прав граждан РФ на получение страховых выплат своевременно и в полном объеме и является перспективным направлением модернизации как системы обязательного социального страхования, так и развитием информационных технологий РФ.