цитата
«Главная ответственность... лежит, конечно, на нашей системе образования. Мы только что приняли план действий по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011—2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Вот, кстати, важный пример стратегического планирования в расширенном временном горизонте: все элементы плана работают именно на формирование нового человека, человека эпохи модернизации».
Владимир ЯКУШЕВ, губернатор Тюменской области (Из Послания Тюменской областной Думе, 28 октября 2010 года)
мнения
Халила КОНЮКОВА, учитель русского языка и литературы Верхне-Бешкильской основной школы Исетского района:
– В нашей школе всего сорок учеников с 1 по 9 классы и десять учителей. Она не малокомплектная, а основная. И если качество работы с детьми высокое, заработную плату получаем по отраслевой системе оплаты труда – то есть по количеству учащихся. У нас отличные педагоги, которые многое дают ребятам. Постоянно вместе с ними заявляемся на областной научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее». В школе действует научное мини-общество «Креатив». В 2009-м на областном конкурсе «Мы живем в Сибири» словарь топонимики Верхне-Бешкильского сельского поселения, выполненный учениками, занял первое место. В Послании губернатор определил главный приоритет на следующий год. Это модернизация всех сфер и отраслей. Хочется, чтобы модернизация в хорошем смысле слова коснулась сельских школ.
Олег ЦВЫРКО, учитель информатики школы № 1 города Ишима:
– Ценность образования в какой-то степени принизило само общество… Год учителя стал поводом обратить внимание людей на педагогов, их проблемы. А проблем масса. Начиная с зарплат… Да, идет переоснащение школ. Но темпы процесса оставляют желать лучшего. Есть такие храмы знаний, которые даже проекторов не имеют. Как усовершенствовать систему образования? Думаю, излишний шум не нужен. Необходима работа другого рода. Консервативная. Считаю, не нужно резко ломать устоявшиеся программы. На детях экспериментировать нельзя. А что касается самих педагогов… Самое лучшее качество охранника как специалиста – когда его не видно. Точно так же должно быть с педагогами. В процессе модернизации нельзя делать акцент только на педагогах и забывать про учащихся. Это одна команда. Я скажу так: ученик главнее!
Наталья ПАРШУКОВА, учитель технологии школы № 16 города Тобольска:
– Надеюсь, модернизация образования, о которой сказал губернатор Владимир Якушев, коснется уроков технологии. Снизилось число практических занятий, зато были введены такие разделы, как «Предпринимательство», «Электротехника», «Экономика»… Это все нужно. Но зачем объединять их в одном предмете? Технология – такой же важный предмет, как многие другие! Девочки – будущие хозяйки. Кто знает, как у них жизнь сложится. С желающими во внеурочное время работаю по программе «Одаренные дети». В прошлом году занимались керамикой, конструировали одежду для собак. Скоро приступим к изучению и самостоятельному изготовлению татарских украшений. В Тобольске живет много татар. Дети интересуются историей своего народа.
Клиентоориентированность и доступность – приоритеты тюменского образования
актуально
Важнейшая ценность и основной капитал современного общества – человек, который способен на поиск и освоение новых знаний, принятие сильных решений. Об этом в Послании к Тюменской областной Думе высказался губернатор Владимир Якушев. Без сомнения, личность, готовую к жизни в информационном, инновационном, конкурентном мире вместе с родителями воспитывают детские сады, школы, профессиональные и высшие учебные заведения. Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации и в решении острейших проблем огромная роль принадлежит именно образованию – одной из самых обширных сфер по числу занятых в ней людей (более миллиарда учащихся и почти 50 миллионов педагогов).
——
• Идея «уклада в образовании»
На последней августовской педагогической конференции директор департамента стратегического развития Министерства образования и науки Российской Федерации Игорь Реморенко не единожды отметил: «Регион – бессменный лидер модернизации системы образования, который не только поддерживает государственные проекты, но и предлагает собственные».
Именно на нашей территории в конце лета в больших кругах стали обсуждать тему перехода на новый порядок аттестации учителей. В последнее время она проходит формально, а нужно, чтобы аттестация стала процедурой, когда каждый педагог через пять лет работы сдавал бы так называемый экзамен на профпригодность, в том числе на знание информационных технологий и владение ими.
В настоящее время в России объявлены три конкурса, в которых Тюменская область принимает самое активное участие. Первый – поддержка программ кооперации вузов и промышленного сектора (промышленное предприятие заказывает вузу определенные разработки). Второй – развитие вузовской инновационной инфраструктуры (вуз занимается коммерциализацией научных разработок и доводит их до создания собственного малого инновационного предприятия). Третий – привлечение в вузы ведущих ученых, в том числе из-за рубежа, для придания высшей школе нового импульса развития.
На той же встрече были названы основные задачи образовательной сферы на 2010—2011 годы. Так, в сентябре в учебные заведения привлекали молодых преподавателей. В октябре стартовала аттестация учителей на компетентностной основе. До конца 2010 года необходимо наладить систему апробации индивидуальных достижений школьников. Скорее всего, вместе с аттестатом они будут получать личный портфолио успехов и побед. В сентябре 2011 года школы начнут переход на новые образовательные стандарты.
В этом плане может пригодиться идея «уклада в образовании» заслуженного учителя России Александра Тубельского, руководившего самым крупным в мире альтернативным образовательным учреждением «Самоопределение». Его храм знаний построен по принципу демократического государства, в нем действует парламент, состоящий из учеников, учителей и родителей, он имеет конституцию. Что есть уклад? Это и внимание к системе принятия решений, и особенное проведение общешкольных праздников, вечеров, соревнований, олимпиад. К методике Тубельского оказались близки «Принципы инновационной экономики в образовании», о которых часто говорят в последнее время.
Это технологичность инноваций (проектная деятельность на каждом уроке), комплексность инноваций (приглашение к участию в школьных мероприятиях абсолютно всех ребят), а также разумное сочетание дисциплины и творчества.
• Приоритет – социальное партнерство
В период с 2011 по 2015 годы областную систему образования ждут значительные преобразования. Фундаментом для них станут наработки 2010 года. По мнению первого заместителя директора областного департамента образования и науки Игоря Шишкина, будет продолжено повышение профессиональной компетентности педагогов, корректировка обучающих программ, ведение методического сопровождения, совершенствование системы промежуточной аттестации, разработка и внедрение комплексных мер по повышению эффективности работы базовых школ, гимназий и лицеев. Одной из эффективных площадок для обмена опытом, платформой для общения учеников и педагогов из разных городов и даже стран директор областного департамента образования и науки Ирина Лысакова называет школьные интернет-сайты. Таких в регионе пока немного, но работа идет. На пользу – разрабатываемый программный продукт «Школа Тюменской области», который позволит систематизированно размещать актуальную информацию об учреждении, предоставлять электронные услуги.
В последнее время, по словам директора департамента образования Тюмени Павла Крекова, городская система образования функционирует в более эффективных финансово-экономических условиях. Это касается подушевого финансирования, отраслевой системы оплаты труда, а также организационно-правового статуса учебных заведений (за исключением домов-интернатов все они стали автономно-некоммерческими объединениями). В последнем случае объем финансирования не уменьшился, как того боялись многие, а даже увеличился. К тому же в условиях «автономки» гораздо удобнее решить целый ряд вопросов, особенно по части капитальных ремонтов. Несомненно, возрастает и доля ответственности руководителей учреждений.
Еще один приоритет образования – клиентоориентированность. Другими словами – создание максимального комфорта в учебных заведениях по оснащенности, внутреннему климату, доступности обучения. Школа – учреждение, которое предназначено не только для учителей и учеников, но и для родителей. Она не может быть закрытой. Прошли те времена, когда мамы и папы приходили в храмы знаний только по вызову к директора… Сейчас деятельность школ во многом регулируют сами родители. Адекватные и активные, они создают управляющие советы, которые работают в рамках социального партнерства: обсуждают так называемый школьный компонент, участвуют в распределении финансовых потоков в части премирования лучших педагогов.
Не менее важный приоритет – доступность образования. Каждый родитель ищет для ребенка не просто школу, а хорошую школу. По-настоящему хороших школ мало. Накануне 1 сентября сами чиновники разрешают ситуации, когда ребенок хочет пойти учиться в определенное учебное заведение, а там нет места… В ближайшее время департамент планирует изменить систему финансирования учреждений, выведя так называемый поправочный коэффициент за качество обучения, что станет стимулом для привлечения новых учеников. Ко всему в настоящее время разрабатывается модель тюменских гимназий. Как показала практика, не все они соответствуют столь высокому статусу, зато используют его на 100 процентов.
Особого внимания заслуживает работа с одаренными детьми. У нас не так много олимпиадных побед на федеральном уровне, да и число «стобалльников» по единому госэкзамену оставляет желать лучшего. А ведь эти ребята обеспечивают завтрашний день города, области и страны.
• Жить и учиться интересно
В 2009 году тюменская школа № 50 перешла 70-летний рубеж. Здесь преподают 25 педагогов, в том числе шесть молодых. Здесь учится 371 ребенок. Юбилей отметили скромно – работы много. Несмотря на кризис, в храме знаний появилась возможность сделать вентилируемый фасад, сменить крышу, отремонтировать спортивные раздевалки. На оставшиеся депутатские средства решили обновить лестницы на второй этаж. Все это, по мнению директора Людмилы Рыжовой, стало возможным благодаря переходу в статус АНО: «Мы способны самостоятельно распределять финансы, работать со штатным расписанием». В школе есть компьютерный класс, современной техникой оснащен каждый учительский стол – электронная программа «Net-школа» обязывает. Правда, полностью переоборудовать ученические аудитории пока невозможно… Это гигантские средства. Но Людмила Ивановна надеется на лучшее.
Сколько помню, пятидесятую всегда именовали хоккейной школой. Именно она «поставляла» городу будущих укротителей шайбы. В последнее время хоккеистов здесь значительно убавилось, что директор Рыжова объясняет строительством прекрасных кортов рядом со школами №№ 37 и 57 – кто планировал серьезно связать жизнь со спортом, перевелся в другие храмы знаний. А в школе № 50 вдруг стали зажигать звезд дзюдо и футбола. И это еще не все. Впервые здесь ввели четыре коррекционных класса пятого вида. Программа «Учимся говорить и жить красиво и правильно» основана на принципах интегрированного обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе. С первоклашками занимаются учителя начальной школы, профессиональные логопеды и психологи. Большую помощь оказывает институт социальной педагогики Леонида Плотникова. Самое главное – к ребятам из коррекционных классов с заботой и вниманием относятся здоровые сверстники. Это большой плюс в социальной адаптации.
В течение десяти лет школа сотрудничает с физическим факультетом ТюмГУ, результатом чего является ежегодное поступление на бюджетные места физфака 12 процентов учащихся. Еще один достойный результат – победы исследовательских работ по физике в научной конференции «Шаг в будущее» на областном и российском (вторые места с 2007 года) уровне. Много лет подряд здесь поддерживают всероссийский проект «Школа здоровья». Идея фикс Людмилы Рыжовой и педагогического коллектива – воспитание не только ученика, спортсмена, но прежде всего человека. Ребят водят в театры, филармонию, музеи. Им нравится живое общение друг с другом вне школьных стен.
– Стараемся избежать серых будней, рутины. Хотим, чтобы жизнь наших учеников была интересной, насыщенной. На базе школы проходят все волонтерские мероприятия. Девчонки и мальчишки держат шефство над домом малютки. Ну а последние пять-семь лет десяти- и одиннадцатиклассники участвуют в выборах президента школы. Как раз сейчас кандидаты проводят предвыборные кампании, презентуют программы. Я считаю школьное самоуправление одним из важных условий развития всей системы образования, – рассказала Людмила Рыжова.
…Ученики и учителя. Чистые листы бумаги и художники. То, что нарисуют, начертают, оставят на листах творцы – основа основ, посыл на будущее. Принимая во внимание успехи и победы «потребителей» и «дарителей» знаний в нашем регионе, можно не сомневаться, что тюменское образование – активно развива-ющаяся отрасль, способная адекватно реагировать на изменения в социально-экономическом укладе страны, которая мгновенно отозвалась на президентскую инициативу «Наша новая школа». Инициативу, ставшую национальной.
Фото автора и Варвары ДЖУМАНДЖИ
Автор статьи: Ирина НИКИТИНА
Рубрика: Образование