В романе Рэя Брэдбери «451º по Фаренгейту» мы видим общество, в котором чтение книг приравнивается к преступлению. Пожарные не спасают, а, напротив, сжигают книги вместе с жилищами их владельцев. В каждом доме в стену встроен кинескоп, и люди бесконечно смотрят сериалы. Но находятся те, кто для сохранения книг и передачи потомкам заучивает их наизусть… Пока сюжет американского писателя далёк от действительности, и это подтвердили наши читатели, ответив на вопрос: какая книга, прочитанная вами в школьные годы, оказала на вас влияние, чем запомнилась?
Елена Александрова, предприниматель:
– В классе седьмом по внеклассному чтению задали читать роман Вениамина Каверина «Два капитана». Точно помню, что начала его читать в субботу вечером. Легла спать за полночь, весь следующий день тоже был посвящён чтению: шестьсот страниц были «проглочены» за два дня, забыла даже про еду. Вместе с Саней Григорьевым я проходила все испытания, возмущалась человеческой подлости и восхищалась беспримерным мужеством героев, переживала за семью Татариновых и разгадывала главную загадку книги, которая так тесно переплела судьбы героев. Вскоре с неменьшим интересом посмотрела фильм (роман Каверина был дважды экранизирован). А уже став взрослой, вместе с мужем и дочерью, побывала в Тюмени на мюзикле «Норд-Ост», который тоже поставлен по мотивам романа. Потрясло то, что в постановке было минимум декораций, но с помощью игры света, тени, звука создатели передали все нюансы обстановки, перемену чувств, настроение и переживание героев… «Два капитана» всегда со мной рядом: книга стоит дома на книжной полке, есть диск с главными ариями мюзикла. Это произведение всегда вспоминается в трудную минуту, помогает смелее принимать решения, высказывать своё мнение прямо, даже если это не очень приятно.
Эмилия Донатовна Бачинина-Питран, ветеран педагогического труда:
– С детства мама, она работала учителем и завучем школы № 1, Пелагея Петровна Питран, приучала всех нас, пятерых детей, к чтению. Помню, в пять лет я уже читала Виктора Гюго. Тогда были популярны детские издания взрослых книг. Одна из первых – отрывок из романа «Отверженные», рассказ «Козетта». Читала и плакала над несчастной судьбой бедной девочки-мученицы, которую эксплуатировали жестокие люди. Когда я стала педагогом, всё лучшее, что взяла от родителей – любовь к детям, к чтению, стремление к новым знаниям, ответственное отношение к труду. Весь этот багаж, полученный в детстве и юности, старалась применять. И сейчас, в 90 лет, не упускаю возможности читать.
Алёна Шадрина, одиннадцатиклассница:
– Мне запомнился роман «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте – о судьбе девочки с сильным характером и добрым сердцем. Она не имела ангельского личика и безупречной фигуры, не была пределом мечтаний для любого мужчины, но именно будучи самой собой, нашла свою истинную любовь. Держаться правильного курса помогали её принципы. Везде, в любом деле, есть границы, преступив которые, можно потерять себя. Для Джейн чувство собственного достоинства оказалось выше мнимого счастья. Пройдя через тысячи испытаний и терзаний, теряя надежду и обретая вновь, Джейн получила то, что заслуживала. После прочтения книги я поняла: в этой жизни просто достичь лишь фальшивых высот. Только то, что получено через страдания, лишения и терпение – настоящее. Спасибо за уроки, гувернантка Джейн.
Александр Лазарев, начальник МО МВД «Голышмановский»:
– Одну книгу, прочитанную в школьные годы, назвать невозможно. Каждая из них оказывала влияние на формирование характера, взглядов на мир. Я читал много: хрестоматийные пушкинские произведения, романы писателей 19-го века, книги современных авторов. У Николая Гоголя отмечу «Вечера на хуторе близ Диканьки» – интересный для школьника сюжет, яркие персонажи. Перечитал у Валентина Пикуля его исторические романы. Нравятся «Деревенские рассказы» Василия Шукшина. Помню свои ощущения после чтения. В его героях можно угадать некоторые черты характеров земляков, соседей, их поступки, отношение к жизни. Будто о нас писал. Сейчас, к сожалению, некогда перечитать любимые произведения или взять в руки новую книгу. Слишком много времени отнимает работа.
Илья Филиппов, пенсионер, с. Малышенка:
– Читать я научился лет в пять, благодаря учительнице начальных классов Нине Павловне – она с нами по соседству жила. Привезут на телеге новые книги в школу, она разворачивает, а я разглядываю картинки, буквы. Первая прочитанная книга была «Остров сокровищ», так что с детства люблю фантастику и детективы. Читал много, поэтому зрение испортил, сейчас вот только с лупой могу. Библиотека дома была огромная, теперь не так много осталось книг, большинство отдал в сельскую библиотеку. Одна из любимых книг – «Угрюм-река». В ней рассказывается о жизни сибирской деревни: как жили, любили, воевали. Близко мне всё это, трогает душу.
Светлана Решетникова, художественный руководитель Голышмановского сельского дома культуры:
– В моём детстве было много книг, я предпочитала классиков – Пушкина, Куприна, Толстого. Часто книги дарили на день рождения подруги. Незабываемое впечатление произвела в школьные годы повесть Николая Лескова «Очарованный странник». После её прочтения я стала понимать, что такое судьба, какие в ней случаются парадоксы. Мне понравился главный герой – Иван Флягин, мужественный и добрый, несмотря на все жизненные перипетии. Перечитывала повесть уже будучи взрослой. Поняла, что мы можем приспосабливаться к реальности, но характер и натура всё равно возьмут верх. Советую всем читать и перечитывать любимые книги – они помогают понять этот мир.
Подготовили Елена ЛЕДАКОВА, Любовь АЛЕКСЕЕВА, Ирина ШАДРИНА, Наталия ГЛАДКОВСКАЯ.