«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика
является сам учитель. Он – олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания».
Адольф Дистервег.
До сих пор многие ишимцы помнят эту невысокую худенькую немолодую женщину с рулоном картин под мышкой, спешащую в школы, училища, на фабрики, заводы, комбинаты и другие учреждения города…
**Удивительный преподаватель**
Бывшая слушательница Высших женских курсов в дореволюционном Петрограде, выпускница Омского пединститута, учитель с почти пятидесятилетним стажем работы, до самых последних дней своей жизни она оставалась, по высказыванию профессора М.Ф. Калининой, «классической идеалисткой, восторженно влюблённой в Великую русскую литературу и искусство», «нагляднейшим образцом идеального учителя литературы и русской интеллигентки в высшем смысле этого слова», «удивительного по своей талантливости преподавателя литературы и искусства», стоявшей у истоков курса «История живописи» в Ишимском пединституте и бывшей «его первым и самым блистательным из лекторов».
На пороге собственного 80-летия она читала лекции школьникам, студентам, рабочим, служащим, жителям сельской местности. И в эти годы она сохраняла трезвый ум, хорошую память, эмоциональность, оптимизм и необыкновенную доброту по отношению к окружающим. Ещё она любила рассказывать сказки (русские народные и литературные, волшебные сказки разных народов, сказки современных писателей) самым маленьким слушателям из детских садов и ребятишкам начальных классов. А жизнь была трудной и порой трагичной. Как и у многих.
**Испытание призвания**
Мария Гавриловна Канахина родилась 26 января (6 февраля) 1893 года в городе Кокчетав Акмолинской области в семье медицинского сотенного фельдшера. Отец, Гавриил Прокопьевич Чукреев, в 1897 году сдал экстерном экзамены за курс лесной школы и работал в лесном ведомстве. Однако фельдшерскую деятельность не оставлял. Из окрестных сёл, деревень к нему постоянно приезжали крестьяне, и богатые, и бедные. В помощи фельдшер-лесничий никогда не отказывал. Лечил бесплатно.
В семье было семеро детей: шесть дочерей и сын. Детство старшей дочери, Марии, прошло на лоне природы. Свежий воздух, лесные дары, отсутствие городской суеты, неспешный ритм жизни способствовали формированию крепкого, доброго человека, который, наверное, никогда не нарушил ни одной христианской заповеди.
Жажда знаний у Марии уже в малом возрасте была сильной. Родители не противились её желанию учиться. После окончания гимназии она работала до 1914 года учительницей русского языка в Акмолинском Мариинском женском училище.
Хотелось учиться дальше. Но возможности помогать в учёбе дочери у родителей не было. Приходилось рассчитывать на собственные силы. В августе 1914 года Мария отправилась в дальнее путешествие в неведомый Петроград. Поступила на Высшие женские Историко-филологические курсы Раева. И в течение трёх с половиной лет слушала лекции. Днём училась, а ночами работала в качестве машинистки в редакции различных газет (в том числе большевистской «Правды» и меньшевистских изданий).
Петроградская жизнь была интересной, насыщенной. Хотя с трудом разбиралась молодая барышня в происходящем. Симпатию вызывала и царская семья, свободно гуляющая по Дворцовой площади в окружении небольшой группы приближённых. Нравились и зажигательные речи А.Ф. Керенского, которые собирали огромное количество молодёжи и которые убеждали в правоте мыслей оратора. А работая в редакции «Правды», приходила к мысли о необходимости социального равенства и справедливости…
На курсах Раева занятия вели университетские профессора: лингвисты, литературоведы, историки. Особенно Мария Гавриловна любила вспоминать академика Л.В. Щербу, который читал у них языкознание.
Любила молодая курсистка театр, музыкальные и поэтические вечера. Слушала русского лирического тенора Леонида Витальевича Собинова и русского баса Фёдора Ивановича Шаляпина, обладавшего исключительным по красоте голосом и выдающимся драматическим дарованием. А с Владимиром Маяковским встречалась в редакции газеты, куда молодой поэт приносил стихи…
Закончить Высшие женские курсы не удалось. Октябрьская революция в 1917-м многое переменила в жизни. Неясным стало будущее курсов. Из Акмолинска приехал жених – Илья Фёдорович Канахин, в недалёком прошлом офицер, а теперь скрипач, регент церковного хора и учитель, который получил это звание ещё в 1906 году после окончания Акмолинского городского училища. Они обвенчались и уехали на родину, где прожили до 1932 года.
** Учительская жизнь**
В семье Канахиных было 18 человек. Жили все вместе. Мария Гавриловна работала учительницей русского языка и литературы в школах Акмолинска, в Высшем начальном женском училище.
В 1932 году в Омске открылся педагогический институт. Мария Гавриловна поступила на факультет литературы и языка. Опять ночами работала, а днём училась. Заочной формы обучения она не признавала.
В семье подрастало трое детей – два сына и дочь. Снимали маленькую комнатку в частном доме. Жили впроголодь. Хлеб получали по карточкам. Чаще варили картофельный суп без мяса и рыбы. Но трудности четырёх лет были преодолены. Государственные экзамены сданы: русская литература, русский язык, мировая литература – на «отлично», а письменные испытания (сочинение) и педагогика – «хорошо». Вместе с дипломом в 1936 году Мария Гавриловна получила назначение преподавателем русского языка и литературы в среднюю школу районного центра Черлак Омской области, где работала до 1942-го. Затем по собственному желанию переведена в среднюю школу зерносовхоза «Коммунист» того же района. Здесь легче было выжить во время войны.
«Товарищ Канахина замечательный педагог, она отлично организует педагогический процесс», – свидетельствует выданная ей в те годы характеристика.
Во время войны учительница потеряла сыновей и мужа. Дети погибли на фронте. Старший, Костя, учился в Томском институте инженеров железнодорожного транспорта. На службу в армию его призвали в 1939 году – отсрочек студентам тогда не давалось. А когда началась война, сразу попал на фронт. Погиб в июле 1943 года. Младший, Николай, когда началась война, вместе с другими подростками бегал с игрушечным автоматом по улице – худенький, подвижный, шаловливый… А в начале 1942-го семнадцати лет ушёл на фронт. Где его могила и есть ли она, никто не знает. Он погиб на Калининском фронте.
Марию Гавриловну спасала работа. Она давала материальную основу существования, она приносила большое удовлетворение, она исцеляла душу, отвлекала от мрачных мыслей.
** Ишимские годы**
Дочь Шура в начале войны, на последнем курсе пединститута, вышла замуж за ишимца. Его взяли на фронт. А после его демобилизации в 1946 году она поехала на родину мужа. Вместе с нею переехала мать. У Шуры родилась дочь. Мария Гавриловна привязалась к внучке, которую воспитала и с которой жила до самой смерти.
Последние восемь лет перед пенсией, в 1949-57 годах, Мария Гавриловна работала учителем русского языка и литературы средней школы № 31 станции Ишим. Замечательный коллектив возглавлял прекрасный человек и педагог Пётр Дмитриевич Белозёров.
Мария Гавриловна быстро вошла в коллектив, у неё сложились добрые, доверительные отношения с учениками. Её уроки были насыщенными, интересными. Многие поэтические и прозаические произведения она знала наизусть, могла цитировать часами классиков. Она неплохо рисовала и многие иллюстрации к произведениям литературы исполняла сама. Часто на своих уроках использовала музыкальные произведения.
В школе регулярно проводились литературные вечера. Они тщательно готовились силами учащихся. Также под руководством М.Г. Канахиной выпускался литературно-художественный журнал. Ребята с увлечением работали в редколлегии.
У Марии Гавриловны была хорошая библиотека, насчитывавшая не одну тысячу книг. Посещали её ученики, коллеги, соседи.
Учащиеся долго помнили (да и сейчас многие помнят) свою немолодую учительницу, и она их помнила. Среди выпускников – люди самых разных профессий и специальностей. Так, Геннадий Овчаренко, окончив Московский авиационный институт, остался там работать преподавателем, защитил кандидатскую диссертацию. Юрий Ерёмин стал журналистом. Маша Черкасова, Валя Рак, Виктор Маслаков, Людмила Знайко, Роза Скоробогатова (Загнеева) – учителями. Невозможно всех перечислить и вспомнить.
**Учиться не переставала**
После ухода на пенсию Мария Гавриловна не смогла расстаться со школой. Она часто заменяла учителей, когда они болели или куда-то уезжали. Но основное увлечение последних 15 лет жизни – чтение лекций по живописи, музыке, литературе в различных аудиториях. Её, наверное, знал каждый второй в нашем небольшом городе. Она читала до четырёхсот лекций в год бесплатно, на общественных началах. И получала от этого удовольствие. Были и выездные лекции – в сёла Ишимского района, а также в другие районы Тюменской области.
Она никогда не переставала учиться и пополнять свой жизненный и интеллектуальный потенциал. Когда в Ишиме открылся педагогический институт, она, имея блестящую филологическую подготовку, ходила на лекции к Н.С. Шарапкову и М.Ф. Кардо-Сысоевой. Следила за новой литературой, за изменением норм литературного языка. Имея обширное собрание книг, она была постоянным читателем всех городских библиотек. Читала всегда и постоянно готовила новые лекции по различной проблематике. Даже когда в последние недели своей жизни она не вставала с постели и близкие люди знали, что она не поправится, она готовила лекцию к 100-летнему Ф.И. Шаляпина. А родные читали ей сотни страниц из двухтомника «Шаляпин. Литературное наследство». на одинаково интересно и увлекательно говорила о творчестве А.С. Пушкина и А.П. Чехова, Дж. Байрона и Ф. Шиллера, И.Е. Репина В.Г. Перова, М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского… Тематика её лекций была необычайно разно-образной. В середине 60-х годов она была командирована в Третьяковскую галерею, а в начале 70-х её портрет поместили на Доску почёта в Москве, отметив её как лучшего лектора по искусству в Тюменской области.
Во многих школах Ишима в 60 – 70-е годы были организованы «малые Третьяковские галереи». Дети-экскурсоводы с указками в руках переходили от картины к картине, давая им полную характеристику. Это были ученики Марии Гавриловны. Она же вела рубрику о художниках-передвижниках в газете «Ишимская правда».
Человек широкой души, Мария Гавриловна Канахина умерла 16 апреля 1973 года.
За свою работу она в 1944 году была награждена орденом «Знак Почёта», в 1951 – медалью «За трудовую доблесть». И в течение всей жизни – огромным количеством почётных грамот и других знаков отличий.
М. ЕЛИВАНОВА, Н. МЕТЕЛЁВА.
Полная версия статьи опубликована в восьмом выпуске краеведческого альманаха «Коркина слобода».