Медиакарта
14:31 | 3 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Моя немецкая семья

16:35 | 08 сентября 2017

Зачем нужна родословная? Ответит на этот

вопрос лучше многих старшеклассник Байкаловской школы Вильгельм Шмидт, который вот уже несколько лет по крупицам собирает историю своей семьи. Ведь тот, кто однажды заинтересовался историей своего рода, на много лет вперёд увлёк себя и своих близких интересным и полезным занятием.

В прошлом году он представил свой материал на молодёжной краеведческой конференции Уральского региона «На службу Отечеству. Немцы Урало-Сибирского региона», где был отмечен дипломом призёра.

Фамилия Шмидт – от немецкого слова «Schmidt», «кузнец», является одной из популярных немецких фамилий. Она указывает на род занятий предков, которые жили в Поволжье. Как и почему семья поволжских немцев оказалась в сибирском селе и какие испытания выпали на её долю? Что помогло им, безвинно осуждённым, выстоять, сохранить человеческое достоинство? Почитаем исследования Вильгельма.

Родословная Шмидтов

Элла Вильгельмовна Шмидт была всегда молчалива. То ли от природы была такой, то ли трудная судьба сделала молчание привычкой. Она никогда не рассказывала детям о своей жизни. В отличие от неё сестра Мария («старая мамка», звали её дети) любила, усадив малолетних детей рядом с собой, неторопливо рассказывать о своём детстве, об истории семьи Шмидтов. Благодаря Марии мои родные и узнали интересные факты о жизни предков.

Далёкие предки

Адам Адамович и Лидия Конрадовна Зедеры жили в Поволжье. От своей бабушки слышал истории о том, как Мария, будучи ребёнком, вместе с отцом добывала соль в озере. Она босиком ходила по солёной воде, и соль разъедала ей ноги. Было больно, а на плечах ещё тяжёлая ноша. Где они жили, можно только догадываться. Соль добывали в Нижнем Поволжье ещё при Иване Грозном. Основным местом добычи были озёра Эльтон и Баскунчак. Там, вероятнее всего, и жили мои предки. Жена Адама Лидия была домохозяйкой. Чтобы прокормить семью, она много вязала. Обвязывала не только свою семью, но и продавала, научив этому ремеслу своих старших дочерей.

Адам и Лидия умерли рано, оставив троих малолетних детей. Девочек постарше отдали в люди. Самую маленькую, Эллочку, – в детский приют, где она хорошо научилась говорить по-русски. Судьба раскидала их по всей стране: Мария оказалась в Казахстане, Элла в Сибири. По прошествии многих лет, найдя друг друга, они больше не расставались. Судьба средней осталась неизвестной.

Судьба Эллы

В 15 лет Элла встретилась в парке с Вильгельмом Шмидтом (1902 г.р.), который уже отслужил в Красной Армии. Он был на 7 лет старше девушки и казался ей очень старым. Когда парень предложил ей руку и сердце, Элла ответила: «Мне бы ещё в куклы играть, а ты меня замуж зовёшь». Но выбора не было, девочке-сиротке жилось очень трудно.

Вильгельм работал в колхозе, а по вечерам занимался сапожным делом. На свадьбу он сшил своей любимой такие чудесные кожаные туфельки, каких девушка в жизни не носила. Их брак был счастливым. Супруги жили в деревне Новая Норка Эрленбахского района Саратовской области.

Семье Шмидтов пришлось испытать очень многое. Пережить страшный голод, обрушившийся в 1932–1933 годах, когда уровень смертности в некоторых районах увеличился в 5 раз. Всё, что было ценного в семье, даже туфельки, подаренные на свадьбу, супруги обменяли на хлеб. Но, как ни старались, не смогли сохранить самое дорогое – своих детей, которые умирали от голода. В живых остались только трое: Вильгельм, Екатерина и Эмма.

В холодной Сибири

В 1941 после указа Сталина о депортации немцев Поволжья семья Шмидтов с другими была депортирована в Сибирь. Жили сначала в селе Велижаны, затем в Плеханово, деревне Урал и Бачелино, где и осели. Вильгельма по приезде в Сибирь отправили в трудармию. След его затерялся в Нижнем Тагиле. Со слов родственника, который был солагерником, он умер голодной смертью в начале 1942 года.

Элла работала в колхозе на разных работах. Ей было немного легче, чем другим. Она хорошо знала русский язык, хотя старалась не выделяться. Маленькая дочка Эмма, не вынеся тяготы жизни в этом суровом краю, тяжело заболела. Увидев умирающую девочку, председатель Плехановского колхоза, добрый человек, наказал дояркам ежедневно выдавать ей по чекушке молока. А Эллу отругал за то, что она, работая сторожем на ферме, не обратилась за помощью. На что гордая Элла ответила: «Если я буду просить, меня за это посадят, оставив детей без кормилицы». Девочка была спасена. Когда четырёхлетняя Эмма немного окрепла, мать стала брать её с собой на ферму, доярки украдкой поили её молоком.

Вильгельм Шмидт

Старшего сына Эллы Вильгельма председатель пристроил пастухом лошадей. В 15 лет подростка вместе с родственником отправили в трудармию. Под конвоем их повели в районный центр, который находился в Байкалово. Конвоир, охранявший их, посочувствовал: «Бедные дети, что вас ожидает…». Слова его послужили толчком для побега. Сердобольный конвоир дал возможность свершить задуманное.

Мальчишки прибежали в деревню к родителям, которые спрятали их в лесу, приносили ежедневно еду. Когда наступили заморозки, детей перепрятали в подполье. Приезжали из НКВД, но никто из жителей их не выдал. А председатель увеличил паёк Элле с просьбой о том, чтобы Вильгельм по ночам чинил хомуты для колхоза и ремонтировал обувь. По истечении времени о мальчишках забыли.

Молодой Вильгельм Шмидт встретился со своей женой Марией Вайцель в конце 40-х. У них родились пятеро детей: Виктор, Нина, Александр, Лилия и Владимир. У каждого из них своя судьба. У моего деда Виктора было тоже пятеро детей. Он решил нарушить традиции рода, назвав единственного сына Юрием (моего отца). Папа, окончив Ярковское училище и получив профессию тракториста и водителя, много лет работал дальнобойщиком. Сейчас трудится в родном селе. Построил просторный дом для своей большой семьи. Нас у родителей четверо – Павел, Кирилл, Вильгельм и Егор, мы любим свою родину, Байкалово.

Автор: Клара КУТУМОВА