Юный авиамоделист из Малозоркальцевой знает, как помочь ачирцам.
– Это Сессна-150 – лёгкий, двухместный. Вот истребитель. Здесь наземно-водный аппарат… Я теперь умнее стал – когда начинаю новый самолёт, сервоприводы прячу внутрь, чтоб не промокали, – тут Максим вдруг остановил свою экскурсию по школьной мастерской. И заулыбался: «Давайте расскажу, зачем они, сервоприводы эти»
В Малозоркальцевской школе Максима Колоса уважают, разве что только по имени-отчеству пока не зовут. Своей умной головой и золотыми руками восьмиклассник прославил родной район, область и – берите выше – целую страну. В апреле прошлого года под руководством своего наставника Алексея Цейнера, который несколько лет ведёт в селе кружок робототехники и авиамоделирования, он стал одним из победителей Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания имени Можайского.
Удивительно, что свои изобретения на суд жюри тогда привезли юноши из Германии, Израиля, Белоруссии, Украины, Казахстана, и всех их наш 13-летний авиамоделист оставил позади. По условиям состязаний заявку могли подать ребята до 18 лет. Уже в Москве выяснилось – Максим младше всех остальных на несколько лет. Теперь в напоминание о большом прорыве педагога и его талантливого ученика школьный стенд украшает диплом с подписью самого Игоря Фёдорова, президента МГТУ имени Баумана.
– На олимпиаду мы привезли сделанный своими руками экраноплан, – пояснил Алексей Викторович. – Вообще-то такое судно, которое может быстро передвигаться и по воде, и над гладью, в мире давно известно. Но наша модель нова тем, что у неё есть дополнительные раздвижные крылья, которые в случае необходимости позволят подняться выше.
Идея создать чудо-технику пришла не просто так. Прошлогодний паводок подсказал. Тогда даже вертолётную площадку, без которой жители труднодоступных деревень не могут обойтись, грозило подтопить. Вот и подумали – вдруг разработку поддержат, и она станет спасением в экстренных ситуациях, например, для Заболотья. На ней будет легко подъехать к каждому дому. Позже международное жюри назовет работу Максима Колоса и его педагога Алексея Цейнера из Тюменской области лучшим техническим решением олимпиады.
Кажется, он знает о самолётах всё, а сложных терминов для него не существует. «Зачем тебе уроки физики?» – смеюсь. А Максим так деловито: «Но я же не всё ещё знаю!» Свои авиашедевры (только созданных дома – пять экземпляров, чего уже говорить о совместных с учителем) он мастерит из пенопласта или обычной потолочной плитки. Хороший резак, пластиковые детали, мотор, аккумулятор, регулятор хода и прочие расходные материалы стоят недёшево. Однако Алексей Викторович – такой же увлечённый, как его ученики, – следит, чтобы ребята могли комфортно работать, и добывает для них самое необходимое, благо, ему в районе всегда готовы пойти навстречу. Часто не хватает моторов и аккумуляторов, а потому приходится переставлять их с одной модели на другую. Говорит, когда самолёт взлетает или робот шагает – детского восторга словами не передать. Да и Максимкины родители тоже за него горой. Мама часто просится в помощники – вместе по вечерам и воплощают идеи талантливого ребёнка в жизнь.
К слову сказать, по основному своему занятию Алексей Викторович – учитель физкультуры. А вот изобретать с детьми – главное дело его души. Когда четыре года назад они с супругой, тоже педагогом, приехали в Тобольский район из Казахстана, директор Малозоркальцевской школы предложил им пополнить свой дружный коллектив, и не ошибся.
– Алексей Викторович сразу сказал, что ему нужна мастерская, – вспоминает Евгений Шваб. – Определились с помещением, и процесс пошёл. Максим прибежал на робототехнику самым первым, так и проводит здесь свободное от уроков время. Жаль, что пока всех желающих заниматься творческая мастерская не поместит. Но вопрос этот решаемый. Главное, что глаза у всех горят, а остальное – дело техники.
– Наверное, ты мечтаешь стать лётчиком, раз так много читаешь о самолётах? – вновь возвращаюсь к Максиму, будучи уверенной, что скажет «да». Но ответ следует неожиданный:
– Не-ет, даже и не думал. Пусть летают другие, а мне нравится придумывать, испытывать на прочность, создавать. В общем, никакой романтики. Только строгий расчёт.
Совсем скоро, и это точно, его ждут новые победы. Учитель всегда в курсе, где и когда следующая олимпиада. На очереди – «Шаг в будущее». Туда решили везти марсоход, которого вот-вот «научат» ходить. Но это уже совсем другая история.