Вечером, 4 сентября, я побывала в КФХ А.И. Крашенинина, где, несмотря на позднее время, было оживлённо - шла «полномасштабная операция» по уборке урожая...
Далеко по округе разносился шум работающей сушилки, куда грузовики везли зерно с полей, а в складах появлялись всё новые вороха ячменя, овса и пшеницы. Настроение у крестьян приподнятое, ведь даже погода,
и та благоволила...
Александра Игнатьевича разыскала в одном из хранилищ, где он, орудуя метлой, подготавливал площадки под разгрузку зерна.
- В этом году жатва началась раньше, чем в предыдущем?
- Точно сказать не могу - примерно, тоже в 20-х числах августа, - ответил глава хозяйства.
- Два года назад вы увеличили посевные площади. Теперь в вашем распоряжении...?
- 2300 га земли, из них 1400 га засеваем, а остальное оставляем под пары.
- Какая из культур преобладает?
- Пшеница.
- А какой сорт используете?
- Не так давно перешли на «Новосибирскую-31».
- И как она себя зарекомендовала?
- Пока всё устраивает. Нынче хлебушек вышел на 3-й класс. К слову сказать, и овёс с ячменём тоже значительно лучше, чем в прошлом году. На данный момент всё идёт неплохо, да и погода позволяет работать в полную силу.
- Если не секрет, конечно - какова урожайность пшеницы?
- На всех полях по-разному: на парах очень даже ничего, а вот по зяби так не скажу. Вроде, и удобрения вносили, как положено, но ожидаемого результата не получили.
- Почему?
- В июне дождей было недостаточно, поэтому имеем то, что есть. Осень в прошлом году хоть и выдалась сырая, но, видимо, тех запасов влаги всё равно не хватило. В конечном итоге нынче всходы так и не смогли выровняться.
- Сколько ещё понадобится времени, чтобы завершить уборочную?
- При хорошей погоде - неделя точно.
- Где сейчас ведётся обмолот?
- На полях южно-дубровинской территории, недалеко от деревни Полое. Три комбайна там работают.
- Справляетесь?
- Да, хотя очень тяжело, - признаётся Александр Игнатьевич.
- В чём причина?
- Далеко находятся поля от базы, транспортные расходы «съедают».
- Получается, что основная проблема — это расстояние?
- Да, перегоны большие. Машины с зерном из-под комбайнов больше часа идут до складов. Арендуем, конечно, помещение в Южно-Дубровном под технику, но база-то здесь, в Бурлаках. Даже за каким-нибудь болтиком приходится сюда ехать, а это всё время, когда дорога каждая минута. И сушилка только в Бурлаках. Вот сейчас убираем ячмень, влажность которого колеблется от 20 до 24%, поэтому без неё никак.
- У пшеницы какая?
- С утра тоже повышенная влажность. Хотя к вечеру и нормализуется, но всё равно пропускаем через сушилку, чтобы не рисковать лишний раз.
- Сколько человек трудится в штате?
- Не считая меня и брата Сергея, который уже на заслуженном отдыхе, семь человек. Не скрою - на сушилке и сортировке помогают пенсионеры, а также сыновья…
Битва за урожай продолжается, а она никогда не бывает лёгкой. Крестьянам приходится «драться» за каждый гектар. Если старт удачный, то где-нибудь в середине пути случаются какие-нибудь препоны. Вроде бы, ничего не меняется на протяжении десятилетий - всё повторяется из года в год, а вот похожей жатвы нет и никогда не будет. Но, несмотря на все трудности, которые приходится преодолевать людям, связавшим себя с землёй, они упорно, шаг за шагом, идут к поставленной цели, потому, что любят своё дело и дорожат им…