О первых месяцах службы в Вооружённых силах Александра Живодёрова из села Шипаково мы рассказывали в прошлом году. Тогда информацией об армейской жизни с нами поделились родители. Сегодня Александр – дома, трудится в обществе с ограниченной ответственностью «Шестаковское» трактористом.
– Александр, давайте вернёмся на год назад. Вспомните, что испытали, когда получили повестку из военкомата.
– Хорошо помню тот день, когда принесли повестку. 21 июня 2016 года мне нужно было прибыть в отдел военного комиссариата к половине седьмого. Испытал одновременно и волнение, и радость, ведь я долго ждал этого момента. Папа поддержал, мама заплакала… К службе в армии начал готовиться давно: пять лет занимался в спецгруппе по подготовке к службе в Вооружённых силах «Пограничник», которой руководил учитель физкультуры Шипаковской школы Виктор Владимирович Пинигин. Представление о дисциплине, строевой подготовке, физических нормативах уже было.
– В каких войсках служили?
– Попал в танковые войска, хотя мечтал, как многие мои сверстники, о воздушно-десантных. Но и здесь, как оказалось, ничуть не хуже. Мы осваивали военные специальности: операторов-наводчиков и механиков-водителей. Перед началом обучения традиционный курс молодого бойца, который длился около недели. За это время нас познакомили с частью и её внутренним распорядком. Изучали основы военного дела, строевой подготовки. После окончания курса молодого бойца начался трёхмесячный учебный процесс. Занятия, ночные и дневные стрельбы, строевая и физическая подготовка… По окончанию учебки нас распределили по разным танковым частям. Я остался служить в Коврове.
– Александр, опишите один день службы.
– В шесть часов утра на всю роту звучит команда дневального: «Рота, подъём». Считанные минуты – и начинается утренняя зарядка. В семь часов вся рота уже построена и готова к проведению утреннего осмотра. Далее завтрак. Хочу отметить, что кормили хорошо. Затем учебные занятия. Перекличка, обед, свободный час, учебные занятия, подготовка к наряду, ужин. Потом личное время, чтобы помыться-побриться, погладить-подшить. Далее вечерняя поверка и отбой. Это если кратко сказать, не считая ежедневных полевых учений, стрельб, марш-бросков...
– Часто служба в танковых войсках ассоциируется только с вождением и стрельбами.
– На самом деле у танкистов обязанностей гораздо больше. Подготовка машины. Ею занимается экипаж. Проверка и подготовка орудий, загрузка боекомплекта, даже заправка топливом полностью ложится на плечи танкистов. Механик-водитель – это не просто человек, который сидит за рычагами и следит за дорогой. Ему необходимо в совершенстве знать устройство танка, чтобы в случае необходимости устранить на месте поломку, возможно даже в условиях боя. Для этого нужно много знать и уметь. Ещё очень важно – взаимозаменяемость членов экипажа. В случае необходимости механик-водитель должен суметь прицельно стрелять из орудия, а наводчик взять управление на себя. Командир же должен уметь и то, и другое. Чтобы получить все эти знания, необходимо потратить и силы, и время. Танковые войска требуют немалой физической подготовки. Нужен крепкий моральный и физический настрой.
– А свободное время?..
– Проводили по желанию – кто где. Можно было смотреть телевизор, ходить в тренажёрный зал. Организовывались концертные программы в армейском Доме культуры, кстати, между ротами проводились конкурсы художественной самодеятельности.
Несмотря на то, что кормили сытно и вкусно, на территории части располагался армейский магазин – чепок, как мы его называли между собой.
– Что дала Вам служба в армии?
– Для любого, кто прошёл армию, дни службы остаются в памяти на всю жизнь. И у меня исключение. У меня остались хорошие воспоминания, яркие впечатления. За год в армии я улучшил физическую подготовку, стал более выносливым. А ещё армейские друзья!
– Правда ли, что нет ничего крепче армейской дружбы?
– Это точно! За проведённый год в армии мы стали считать себя одной семьёй. Друг о друге многое знаем. Делились и радостью, и печалью. Дни до дембеля вместе считали. Во всём друг друга поддерживали. Я и сейчас со всеми ребятами общаюсь, теперь проще – мобильный телефон, социальные сети в интернете. Верю, мы ещё обязательно встретимся!
– Как тебя встретили дома?
– Дембель, как же долго я ждал этого дня! И вот он настал… Но вместо ожидаемой радости испытал смятение. Стало грустно от мысли, что в казарме больше не появлюсь, что отменяется ставший привычным ритм жизни. Грустно было от мысли, что перевёрнута эта страница моей жизни…
Но чем ближе подъезжал к дому, тем сильнее охватывало чувство радости: я скоро увижу родных! В поезде думал только о них. Что изменилось дома, как там мои друзья, что нового в селе. На вокзале встречали всей роднёй. Слёзы радости, объятия, кто-то с цветами, кто-то с фотоаппаратом. Одним словом, голова кругом…
– Расскажи о дальнейших планах?
– Буду работать, помогать родителям по хозяйству.