Медиакарта
21:25 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Обеты трезвости – помощь себе и ближним

10:00 | 21 сентября 2017
Источник: Знамя правды

Как православная церковь называет человека? Раб Божий. Но как часто люди становятся рабами своих страстей, вредных привычек. Кто-то не может расслабиться и отдохнуть без хмельного, кто-то без конца щёлкает зажигалкой, а кто-то не обходится без крепкого словца в речи. И вроде бы есть понимание, что это нехорошо, и мелькают мысли, как бы бросить, тем более, что здоровья это не прибавляет. Но «сдаваться врачам», «кодироваться» кажется очень уж крайней и стыдной мерой, а самостоятельно не получается.

В таком, да и в любом другом случае, когда есть желание избавиться от вредной привычки, стоит обратиться в храм. Ведь среди прочих добрых традиций православной жизни возрождена и традиция обетов трезвости.

11 сентября в День усекновения главы Иоанна Предтечи в храме во имя Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца 5 прихожан во главе с местным батюшкой приняли обет трезвости. Почему этот день объявлен в нашей стране Днём трезвости, и какая цель у прошедшего «мероприятия», мы спросили у настоятеля Кизакского храма.

– Отец Димитрий, что это за праздник, и что за новое явление в жизни верующих нашего района?

– Святому Иоанну Предтече, который вёл аскетичный образ жизни и не пробовал хмельного, отсекли голову, чтоб принести её в дар на пиру. Такой приказ царь Ирод отдал во время разгульного веселья, когда пообещал приёмной дочери в награду за исполненный танец всё, что та ни пожелает. Та, по наущению матери Соломии, незаконной жены Ирода, потребовала голову величайшего пророка. Так, из-за пьяной клятвы, Иоанн Креститель принял мученическую смерть. И в начале ХХ века в этот великий праздник церковь и интеллигенция организовали  акцию под названием «Трезвость – счастье народа». Вскоре из столицы (Санкт-Петербурга), она разошлась по всей России, но после известных октябрьских событий это доброе и полезное для всего общества начинание забылось. Возродился праздник и само понятие «обета трезвости» уже в новом веке. Поэтому хоть и принятие обета в нашем районе прошло впервые, новым, в широком смысле, это явление назвать нельзя.

– Вы человек непьющий, и те прихожане, которые дали обет, тоже недугом пьянства не обуреваемы, тогда зачем?

– Чтобы показать этот путь освобождения от недуга другим. Часто такие обеты дают люди, страдающие от пьянства близких. Во-первых, потому, что обет, данный ради мужа, брата, сына, – это просьба Господу, подкреплённая действием, помочь его душе, и она не остаётся без ответа. А во вторых, – это молчаливая проповедь, которая лучше всяких увещеваний, укоров, требований. Просто люди понимают, что алкоголь – страшное зло, приносящее болезни, страдания, конфликты и стараются противостоять ему. Вы задумывались, как страшна и эгоистична позиция: у тебя с алкоголем проблемы, ты болен, тебе пить нельзя, а у меня зависимости нет, я здоров, мне можно. Это же по сути издевательство, превозношение себя над другим. Гораздо лучше показать – я здоров, у меня нет зависимости и поэтому я не пью. Мне ни к чему, мне это не надо. Умение радоваться жизни, веселиться, отдыхать без «химических стимуляторов» – вот что мы, «независимые», должны показать и противопоставить, а не самому, употребляя рюмочку для настроения на празднике, бить за неё по рукам «больного».

– Расскажите подробнее об обетах трезвости. Как они даются, на какой срок.

– По сути, это обещание, данное перед Господом при свидетелях, о том, что человек на какое-то время (месяц, полгода, период поста, год) отказывается полностью от курения, употребления спиртного или бранных слов. И 11 сентября было первой ласточкой, принятие таких обетов в нашем храме мы планируем сделать постоянной практикой – проводить их перед каждым многодневным постом, а там уже всё индивидуально – кому, на какой срок и для освобождения от какой страсти.

– А разве не может человек просто принять решение не пить или не курить и сделать это?

– Может, конечно, и такие примеры есть. Но сил у порабощённого своими привычками, страстями, как правило, недостаточно. Человек вообще слаб без божьей помощи. Сама идея принятия обета появилась именно как следствие потребности человека в помощи Господа, церкви, братьев во Христе. Даже психологически, одно дело дать мысленно слово самому себе или дома жене или отцу, и совсем другое – вместе с такими же желающими освободиться, подписать обетную грамоту, произнести слова обета в присутствии собравшихся в храме. Это дисциплинирует, помогает удержаться от соблазнов, и, что ещё более важно, даёт ощущение поддержки свыше. Можно долго объяснять, как это «работает» и что даёт, но лучше здесь собственный опыт. Поэтому приглашаю вооружиться желанием встать на путь трезвения, жить свободно и приехать в наш храм перед ближайшим постом. Кстати, следующий пост – Рождественский – начинается 28 ноября.

Фото из архива

Кизакского храма.

Автор: Ирина САРВИНА.