Медиакарта
16:03 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Старый Погост. Сквозь призму времени

Старый Погост. Сквозь призму времени
14:18 | 12 ноября 2010

В пяти километрах от райцентра Вагай и неподалеку от автотрассы, соединяющей Тобольск и Омск, по правую сторону дороги высится огромный бугор, заросший лиственными деревьями, прозванный в народе Царским. Виден он отовсюду за десятки километров, а вблизи поражает своею громадностью. Еще бы, по окружности он около двух километров, шириною свыше 250 метров и делится глубоким оврагом на два независимо лежащих друг от друга холма. На одном из них, дальнем, находится действующее православное кладбище, на что указывает и Поклонный крест, воздвигнутый в июне 2008 года.

А по левую сторону от дороги, в километре от неё, на высоком увале привольно раскинулась старинная деревня Старый Погост. Миновав деревню и спустившись с горы, уходит дорога на недалекий берег реки Иртыш. Здесь, на ровном низком лугу высится бугор, называемый в древних документах Российского государства Девичьим городищем. Согласно исследованиям археологов еще пять тысяч лет назад проживали на этом месте люди. Древние тюрки и представители прамансийских племен, финно-угорские народности и новгородцы, средневековые татары и казаки… Одна археологическая культура сменяла другую.

Неподалеку от этого холма, на Ермаковой перекопи, погиб первый атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич «со товарищи». И на этом бугре в память ему установлен девятиметровый Поклонный крест. Проводятся памятные туры. Заглянем же в глубь веков. До прихода в Сибирь Ермака местное население по каким-то причинам избегало селиться на удобной горе. И даже речку, бегущую по глубокому оврагу, нарекли за что-то Шайтанкой.

Но уже к 1623 году, согласно Дозорной книге, на реке Вагай отмечены пять монастырских деревень. Среди них – деревня Пустыня, «на горе у Духовыя речки». В ней жили два крестьянина – Девятко Сергеев да Лучка Онтропов. Пахали около четырех гектаров земли, выращивали хлеб, держали одну корову. Тем и кормились.

А для защиты этих деревень, а также деревни попа Андрея при озере Куларовском и всех других деревень, стоящих у Калмыцкой дороги, идущей с восточного направления на Тобольск, от степных разбойных людей был построен в 1633 году острог (в двух километрах от современной д. Старый Погост. Прим. авт.) на речке Устьянке, впадающей в реку Иртыш у «нижнего устья» Ермаковой перекопи, названный Устьянским (Вагайским). Каждое лето в нем несли государеву службу до сорока казаков и стрельцов. Но острог был поставлен немного в стороне от Калмыцкой дороги, что существенно затрудняло несение караульной службы. И в 1636 году по приказу Тобольского воеводы князя М.М. Темкина-Ростовского его перенесли на другое место, выше по реке Вагай, в местечко Отбаш, назвав острог Атбажским.

*   *   *

Следующий документ «Книга переписная Софийских монастырских вотчин» переносит нас в 1659 год. И в ней отмечено, что «был Богословский Погост на речке Духовой» (она же Шайтанка), на ней «…монастырская колесчатая мельница мелет вешнею водою и скопляною водою, а крестьяне с пашен своих в монастырь платят выделной хлеб 4 сноп».

К этому году крестьяне поставили в деревне 38 дворов.

*   *   *

Деревня быстро росла за счет переселенцев, и в скором времени они стали испытывать нехватку в пашенной земле. Государством и монастырем поощрялись крепкие, зажиточные крестьяне, строящие новые деревни и распахивающие целинную землицу. Так в округе образовались деревни Лепехина, Храмухина, Бугрянка, Столбянка, Ульяновка, Шаргина, Тарасовка, Фирсова, Ерши, Бесчастная, Луговая, выселок Семёновский.

*   *   *

Через Старый Погост проходил Иркутский тракт, по которому проезжали офицеры, чиновники, духовные лица, иноземные китайские и бухарские караваны. Шли обозы купцов и телеги крестьян. Маршировали солдаты. Вихрем мчались ямщики, везя государеву почту и царские указы. Гнали в Восточную Сибирь партии преступников, на вечную каторгу и пожизненное поселение. Но нередки были случаи, когда из женских партий преступниц местные крестьяне с разрешения начальства выбирали себе жен, вели их в церковь, и батюшка венчал новую пару. Так вагайские мужики в 1782 году - Баринский Никифор Антипович от рождения 21 году взял в жёны Степаниду Григорьевну 22 лет, а Сухинин Григорий Иванович, 41 года, вдовец, женился на Федосье Павловне 42 лет.

*   *   *

Для проезжающих в деревне был постоялый двор, где путешествующие могли поесть горячей пищи, согреться и отдохнуть, заночевать, а по желанию и помыться в бане. Многие из деревенских крестьян, помимо основного занятия – земледелия, подрабатывали извозом, перевозкой за определенную плату на определенное расстояние купеческих товаров. Другие предлагали желающим продукты питания и фураж для лошадей. Третьи вырабатывали и продавали дёготь. Четвертые занимались кузнечным промыслом. Некоторые женщины ткали холсты на продажу…

Доподлинно известно, что писатель А.И. Радищев, увидев в июле 1791 года нашу живописную природную красоту, воскликнул: «За Абалаком, где перевоз, места прекрасные!». Проездом в Старом Погосте бывали и будущие знаменитости – химик Д.И. Менделеев, поэт П.П. Ершов, исследователь Сибири Г.Ф. Миллер, естествоиспытатель Э.Г. Лаксман, историк и публицист П.А. Словцов, писатель В.Г. Короленко…

Государственные преступники, гонимые на каторгу, ночевали тоже в деревне, но в специально отведенном для этой цели месте, в здании «этапа», под охраной казаков.

В деревне постоянно проживало пять семей сибирских казаков, все Завьяловы. Главы казачьих семейств и совершеннолетние их сыновья конвоировали партии каторжан до деревни Копотилы. Там, на «полуэтапе», их сменяли казаки, живущие в деревнях Сычёвой и Башуевой, которые в свою очередь конвоировали каторжников до юрт Черторойских на территории Аромашевского района, где располагался следующий «этап».

*   *   *

Передвижение людей и перевозка грузов по Иркутскому тракту значительно сократились после прокладки новой дороги в 1838 году от Тюмени на Омск, минуя губернский город Тобольск. А в следующем году резиденцией генерал-губернаторов Западной Сибири стал город Омск. А ещё через три года упразднили в Тобольске военное комендантство, что привело к отъезду из города большой массы служивого и чиновного люда.

*   *   *

С покорением Средней Азии основная часть Сибирского казачьего войска оказывается вдали от границ империи. В казачьи станицы пришла мирная жизнь. И во второй половине ХIХ века войсковые предприятия были закрыты, постоянная служба по станицам отменена, а резервные команды распущены. Таким административным образом и в Старом Погосте казаков перевели в сословие государственных крестьян.

Закончив службу в Сибири, енисейский архиепископ Никодим (Никита Иванович Казанцев), возвращаясь на покой в подмосковный Николо-Прервинский монастырь, вёл по дороге подробные записи. И 30 июня 1870 года он отмечал: «…на этом дугообразном хребте (имея в виду дугообразный излом увала от д. Лепехиной к д. Ерши и далее к д. Старый Погост. Прим. авт.) в числе первых деревень и наша станция Погост. Церкви нет, и далее в деревнях не видно. Название станции показывает, что тут была церковь (погост есть кладбище, которое в старину всегда было при церкви)».

Впоследствии, перед Первой мировой войной, на окраине деревни была построена часовня, где приезжающие священники из села Вагайского проводили религиозные службы.

*   *   *

В 1908 году в деревне начал работать кирпичный завод молодого местного предпринимателя Бакшеева Василия Яковлевича. Высококачественная продукция клеймилась особыми печатями и была настолько нужной и востребованной, что ее раскупали не только крестьяне из окрестных деревень, но также и из соседних волостей. К августу 1914 года в деревне было две торговых лавки, хлебозапасной магазин. В последующем Первая мировая, Гражданская война, крестьянское восстание 1921 года страшным смерчем прокатились по этой придорожной деревеньке, унеся в своём вихре не один десяток человеческих судеб.

*   *   *

Постепенно налаживалась мирная жизнь, рубцевались и зарастали раны. Рождались и росли ребятишки в новой советской действительности. Но недолгой была эта мирная передышка.

*   *   *

Лето 1941 года. Пришла большая вода и большая беда – новая война. Опять же с Германией. В деревне почти не осталось мужчин, все ушли на фронт. А вернулись с полей сражений далеко не все, только треть от ушедших.

*   *   *

В послевоенные годы все небольшие колхозы, находившиеся на территории Первовагайского сельского совета, объединили в один, назвав колхозом имени А.В. Семакова, революционного деятеля периода Гражданской войны.

Затем реорганизовали и колхоз, переведя его в новое русло трудовых отношений. Так он стал совхозом «Большевик». В этот период в Старом Погосте построили много жилых домов, новую начальную школу, клуб, магазин. Появились и такие производственные объекты, как столярная мастерская, новые животноводческие дворы, машинно-тракторная мастерская, зерноток, овощехранилище, кирпичный свинарник… И даже пасека.

Трудящиеся совхоза добивались отличных производственных показателей, очень многих деревенских жителей премировали денежными вознаграждениями, выражали благодарность, об их самоотверженном труде рассказывали на страницах печати, их награждали орденами и медалями. Так, Фирсов Александр Васильевич был награжден в марте 1966 года орденом Трудового Красного Знамени, а в декабре 1973 года - высшей государственной наградой – орденом Ленина!

*   *   *

Грянули перестроечные годы, повлекшие распад совхозов и всей социалистической системы. Все эти новшества больно ударили по деревне. Тяжело переносит реформы и Старый Погост, потерявший не только все свои совхозные объекты, но и значительную часть жилых усадеб. И самих его жителей. Кто уже ушел в мир иной, кто уехал куда-то.

Но верится, что старая деревня устоит. И добавит в свою историю еще много славных страниц.

Владимир КРАПИВИН, краевед