Медиакарта
20:15 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Прошлое не оставляет...»

Великая Отечественная война... Сколько горя и страданий она принесла советскому народу... Это страшное, но далёкое прошлое до сих пор стоит перед глазами наших бабушек и дедушек. О ней вспоминает и орловчанка Таисья Петровна Трофимова, которой в 1941 г. было 12 лет...

Родом моя героиня из деревни Няшино.

- У родителей - Петра Михайловича и Евдокии Ефимовны Скипиных - нас было семеро, - начала свой рассказ она. - Отец с матерью работали в колхозе «Имени Ильича», а вечером их ждала вторая трудовая смена - на домашнем хозяйстве. В общем, семья жила в большом труде, но сытно.
Ещё баба Тася вспоминает свою деревеньку, что когда-то была большой, красивой, людной да весёлой - в праздники весь честной народ пел и танцевал под задорные переборы гармошки.
- Точно не знаю - сколько дворов тогда было в Няшино, но молодежи много: почти каждая семья – многодетная. Строили дома, рожали, воспитывали детей и трудились, - говорит Таисья Петровна. – Местная ребятня любила бегать в центр, где стояла большая церковь, территория которой служила хорошим местом для забав. К Пасхе там собирались местные жители, поздравляли друг друга со святым праздником, качались на столбовых качелях и веселились...
- Еще с детства мама приучала нас к рукоделию. Вязали юбки, кофты, носки, варежки… - и тут у бабушки на глазах появились слёзы. – В войну это пригодилось…
Когда объявили о том, что фашисты напали на нашу страну, Таисья помнит хорошо. По всей округе стоял душераздирающий плач женщин и детей, которые провожали своих родных на фронт... Её отца и брата тоже коснулась эта участь, и никто не знал - придется ли им еще свидеться…
Папа Таисьи вместе с сослуживцами возили в блокадный Ленинград снаряды и продовольствие по тонкому льду Ладожского озера – этот путь в народе прозвали «Дорогой жизни».
Баба Тася вспоминает, что в деревне наступил страшный голод: подворья вмиг опустели, а молоко, яйца, шкуры надо было сдавать государству. На полках и в погребах не было ни крошки. А босоногая и полуголодная деревня еще кормила и одевала весь фронт… На фермах, в поле, за рычагами тракторов сидели женщины и дети, которые работали с утра до ночи, не жалея ни сил, ни здоровья…
- Да, голодали сильно, - пожилая женщина с трудом подбирала слова, в глазах блестели слезы, но, пересилив себя, она продолжала. – Спасало своё хозяйство да огород. Хотя, честно говоря, и этого не хватало! Поэтому ранней весной бегали на колхозное поле и выкапывали мерзлую картошку, чтобы дома ее высушить, истолочь и постряпать лепешки... Есть хотелось всегда!
От истощения спасало деревенское лето, когда можно рвать и есть траву, ягоды, грибы... Местная ребятня то и дело пропадала в лесу или же на озере с удочками.
- Хлеба не видывали и зерна не давали. Когда мама работала на сушилке, мы прибегали и прямо там грызли это зерно. А в карман взять нельзя было – сразу же садили в тюрьму. Когда мамочку перевели в телятник, она, чтобы хоть как-то нас накормить, стала приносить мертвых новорожденных теляток. И варила их нам… - наступила опять продолжительная пауза. - Мы не могли есть, так как сильно воняло… Но ведь выживать как-то надо... Однажды я услышала, как она разговаривала с соседкой: «Не хотят есть, паразиты!». Я до сих пор чувствую тот запах мертвечины...
Моя героиня хорошо помнит и 1945 год, когда объявили, что закончилась война. Горькие слезы вдов перемешивались со слезами радости тех, кто дождался своих родных и близких…
Таисья Петровна вышла замуж за односельчанина Николая Николаевича Трофимова, когда тот вернулся с фронта. Как говорит женщина, он дошел до самого Берлина... Счастливая семейная жизнь длилась 57 лет... Моя собеседница, вспоминая прошлое, посматривает на портрет своего мужа Николая, который бережёт, как реликвию.
- Наверное, прошлое до самой смерти меня не оставит, - вздыхает Таисья Петровна. – Часто вспоминаю Николая... Мы ведь и вправду любили друг друга. Он меня худым словом ни разу не назвал! Эх, немного до 60-летия не дотянули, так ведь и не вернешь... Уход мужа пережила, но мы оставили за собой большое наследие: дети, девять внуков и четырнадцать правнуков. Теперь их очередь жить!

Автор: Ольга ГЕРАСИМЕНКО