Медиакарта
15:10 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Хищный» экстрим

10:35 | 25 сентября 2017

В это время года до Лайтамака можно добраться лишь по воздуху. ООО «Мег-Вест» решило бросить вызов природе и обстоятельствам и отправиться в путь напрямик через болота.

Тестовый пробег снегоболотоходов «Хищник», выпускаемых «Мег-Вестом», был организован братьями Максимом и Евгением и их отцом Георгием Мезениными.

– Цель нашего пробега – пройти на двух вездеходах, четырёхколёсном и новом шестиколёсном, от Овсянниковой до Лайтамака по труднопроходимому в летне-осенний период болоту. Проверим, на что способны наши «Хищники», оценим их в реальных условиях болотного бездорожья. Думаем, что вездеходы могут пригодиться в экстренных ситуациях для связи с населёнными пунктами Заболотья. Грузоподъёмность шестиколёсного «Хищника» составляет полторы тонны. Надеемся, что техника нас не подведёт, и мы проедем по всему маршруту, – ввёл в курс дела Максим Георгиевич.

«По машинам!» – скомандовал Мезенин-старший. Мы заняли свои места в вездеходах. Выехали за границы деревни, пересекли местный лес с дорогой, в которой не только легковой, но и грузовой автомобиль уже бы увязли. А вездеход, мерно покачиваясь, преодолел её, словно детскую лужу, и мы оценили степень внутреннего комфорта.

Здесь, внутри вездехода, можно было при желании стоять почти в полный рост, места было предостаточно и для пассажиров, и для клади, которую уложили на специальные полки. Вездеход при необходимости вполне может стать домом на колёсах.

Грязь и лужи быстро закончились, впереди нас ждали долгие 42 километра по болоту. В составе нашего экипажа ехал проводник Роберт Файзуллин. Сейчас он работает в «Мег-Весте» слесарем-сборщиком и, уроженец Лайтамакского сельского поселения, эти места знает как свои пять пальцев. Он обрадовал нас, что местами глубина топи под нами достигает 20 метров, но прогулки по бульвару нам никто и не обещал.

Впрочем, эта часть пути была больше похожа на болотное сафари, чем на авторалли: карликовые деревца, изобилие болотных растений, лениво взлетающие перед колёсами тетерева, рябчики, кулики.

Долгая дорога – время для историй. Максим Георгиевич, лихо выруливая, рассказывал, как он с отцом, будучи ещё мальчишкой, ездил на болота за ягодой. Сначала отец с сыном ездили на мотоцикле с люлькой, но он постоянно застревал, и приходилось больше его толкать, нежели ехать.

Потом собрали свой первый самодельный вездеход. С него-то всё и началось. Жили они тогда в Сургуте, там Максим Георгиевич с товарищами-инвесторами фирму и организовал. Но с 2012 года его предприятие переехало в Тобольский район, в с. Бизино, где они выкупили полуразвалившуюся базу. И у «Мег-Веста» пошёл новый виток развития.

Дело стало почти семейным: Максим руководит предприятием, Евгений работает на нём инженером-конструктором, две их сестры – бухгалтерами, ну а отец – бесплатный консультант и идейный вдохновитель.

По сравнению с Сургутом, городом газовиков и нефтяников, где развивать бизнес – дорогое удовольствие, Тобольский район, как считает Максим Мезенин, имеет куда большую инвестиционную привлекательность. Работников предприятие нанимает из числа местных жителей. Есть здесь и где развернуться. Общая площадь, занимаемая предприятием в Бизино, составляет 0,8 га, здания и цеха – около 2 000 кв. метров, в планах – расширение. Администрация Тобольского района идёт им навстречу, поэтому возможности для развития есть.

Сейчас «Мег-Вест» выпускает вездеходы шести моделей: каждая единица спецтехники делается в соответствии с требованиями заказчика. Бизинские «Хищники» востребованы в ХМАО, ЯНАО, Амурской области, Хабаровском крае, на Камчатке. Вездеходы, выпускаемые предприятием в Тобольском районе, бороздят просторы как тюменского севера, так и всего Дальнего Востока. Пять машин приобрели жители Тобольска и Тобольского района.

Используют «Хищников» для перевозки в труднодоступные районы рабочих, грузов. Приобретают их охотники, рыбаки. В месяц в среднем в «Мег-Весте» собирают по три вездехода. Правда, сейчас выпускают технику конструктивно более сложную, и процесс её сборки занимает больше времени (бывает, и три месяца на этот процесс уходит). Кузов и рама – собственного изготовления. Двигатель, мосты, колёса – от серийных машин, от известных производителей. Преимущество в «Мег-Весте» отдают отечественным комплектующим. В отдельных случаях используются японские дизельные моторы. На севере преимущество отдают соляре, так что и двигатели должны быть соответствующие.

«Хищники» зарекомендовали себя надёжными машинами, да и ценовая политика «Мег-Веста» заказчиков устраивает: стоят вездеходы от 2  200  000 до 3  500  000 руб-лей. Так что машины, производимые в Тобольском районе, составляют здоровую конкуренцию другим, может быть, более раскрученным маркам.

«Хищник», управляемый опытным пилотом, вёл себя спокойно: машина шла, как по первоклассной автостраде. Максим Георгиевич объяснил нам, что в зависимости от сложности болота у «Хищника» могут одновременно работать три привода. Большую роль в успешном продвижении по трясине он отводит возможности в разных ситуациях немного спустить или надуть колёса. В его вездеходе это делается прямо из кабины.

Без опасных моментов не обошлось: несколько раз наш «Хищник» давал такой крен, что, казалось, ещё чуть-чуть, и машина завалится на бок. В эти минуты мы вспоминали, что едем по болоту, а под нами – трясина. Но Максим Георгиевич каким-то чудом выравнивал вездеход, и пассажиры вновь возвращались в вертикальное положение. Справедливости ради стоит заметить, что наш пилот выбрал самый сложный путь – мы ехали по автозимнику, где травяной покров нарушен техникой, обустраивающей зимники, ну а новый за лето нарасти не успевает. Наш шестиколёсник тестирование прошёл. И не только на болоте, но и при форсировании сначала Тобола, а затем небольшой, но быстрой речки, на берегу которой расположен Лайтамак.

Единственное, с чем мы не угадали, так это со временем. Пробег оказался более продолжительным, нежели мы предполагали. В обратную дорогу пустились уже в сумерки, а вскоре болото и вовсе накрыла ночная мгла. Спасали светодиодные фонари, установленные на крыше вездеходов.

До Овсянниковой было уже рукой подать, но к последнему парому мы опоздали. Меня с коллегой на ночлег определили в дом к местному егерю. Мужчины переночевали прямо в вездеходе, где посадочные места легко трансформируются в спальные. Так что наш пробег перерос в небольшую экспедицию. Тестирование успешно прошли не только «Хищники», но и мы, новички болотного экстрима.

И, подумалось, должны найтись люди, которые организовали бы здесь экстремальный туристический маршрут. Охочих до такого путешествия найдётся немало, а уж для иностранных туристов – это именно то, ради чего они едут в Сибирь. Вполне вероятно, что в реализации такого проекта поучаствовало бы и ООО «Мег-Вест».

Автор: Анна Щербинина