Тепло домашнего очага – выражение, которое заключает в себе не только комфорт и уют дома, в котором живёшь, но и душевное тепло родных людей, их понимание и поддержку. И это тепло во всех его проявлениях очень важно каждому человеку: и молодому, и пожилому – от новорождённого до долгожителя. Семья нужна всем!
А если судьба распорядилась иначе? Если человек лишён счастья жить в кругу близких? Неважно, почему это произошло. Важно, что этого нет!..
Пусть мама меня непременно найдёт
Помните мультфильм о том, как слонёнок искал маму? Интересный для детей и поучительный для взрослых мультфильм, трогательная песня, слова которой буравчиком врезались в память. «Пусть мама меня непременно найдёт. Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети», – звучит призывом к действию.
Услышать ищущих семью призваны учреждения социальной сферы. В департаменте социального развития Тюменской области разработаны и реализуются во всех районах технологии и различные программы, о которых мы говорим со специалистами Комплексного центра социального обслуживания населения. Они помогают людям посредством создания замещающей семьи найти друг друга, при этом готовят их к совместному проживанию.
– Решение взять в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, или ребёнка-сироту – нелёгкий и ответственный шаг. Люди делают его под влиянием разных обстоятельств. Это может быть желание стать родителями и подарить любовь и заботу малышу или желание помочь конкретному ребёнку обрести семью. Чтобы у приёмных родителей была возможность осознать этот шаг, задуматься ещё раз о том, насколько они готовы к появлению нового человека в их привычной домашней среде, на базе нашего Центра с 2011 года действует школа замещающих родителей. Цель обучения, которое, замечу, является обязательным условием, – повышение психолого-педагогической компетенции, формирование знаний о правах, обязанностях и ответственности потенциальных кандидатов в замещающие родители, – рассказывает Людмила Григорьевна Игнатова, ответственная за технологию «Школа замещающих родителей».
«Ребёнка нужно любить за то, что он есть, таким, какой он есть», «ребёнку нужны тепло, внимание, забота, любовь», «маленький человек должен расти в полноценной семье», – как часто мы слышим или произносим это в разговоре! Но, к сожалению, не всегда осознаём сказанное. Поэтому, прежде чем решиться привести нового маленького человека в дом, надо подготовить всё и всех: бытовые условия, условия для учёбы, для развития, членов семьи, близких, знакомых. И, конечно, надо быть готовым самому. А что значит «быть готовым»? Надо знать правовые аспекты: родительские права, обязанности и ответственность. Знать психолого-педагогические приёмы и методы взаимодействия взрослого родителя и ребёнка. Знать основные закономерности роста и детского развития, основы ухода за ребёнком, основы рационального питания, оказания неотложной доврачебной помощи детям.
– В рамках школы работаем по трём направлениям, – поясняет Людмила Григорьевна. – Психолого-педагогическое направление включает подготовку гражданина, пожелавшего взять на воспитание ребёнка, и его семью к предстоящим переменам. Занятия ведёт психолог КЦСОН Надежда Михайловна Волохова. Валеологическое направление включает здоровьесбережение ребёнка, его ведём совместно с педиатром Тамарой Васильевной Пальяновой. В юридическом блоке вместе со специалистом сектора по опеке, попечительству и охране прав детства рассказываем о правах и обязанностях – как самого гражданина, так и ребёнка.
Школа работает по факту заявления. Это могут быть групповые занятия, а могут быть и индивидуальные – если в течение месяца поступило только одно заявление. Дни и время занятий согласовываются со специалистом и гражданином. Составляется индивидуальный план занятий, индивидуальный график.
– Все мы люди, а людям свойственно ошибаться. Но если речь идёт о детской психике, здесь не должно быть никаких ошибок. Взрослые в ответственности за тех, кого они принимают под своё крыло. Были случаи, когда кандидаты в замещающие родители меняли своё мнение? – спрашиваю Л.Г. Игнатову.
– Были. Для того и нужна школа: человек должен в полной мере осмыслить серьёзность предпринимаемого шага. Во время обучения Надежда Михайловна Волохова проводит диагностику, позволяющую выявить истинные мотивы.
За шесть лет работы школы было выдано 97 справок об обучении. Если учесть, что посещать занятия могли оба родителя, прошу Людмилу Григорьевну назвать количество семей. Их оказалось 67. То есть за время реализации технологии «Школа замещающих родителей» 67 детей, как минимум, были определены в семьи. В списке территорий, где проживали и проживают приёмные и опекунские семьи, значатся практически все поселения, исключение составляют Зоново, Бушуево и Лесное. Есть не только сёла, но и деревни. Так, бельховцы не остались равнодушными к чужой детской беде.
Дорогие мои старики
Как было сказано выше, внимание и забота нужна всем: от мала до велика. С 2012 года с целью решения проблемы социального одиночества людей старшего поколения специалисты Комплексного центра социального обслуживания населения работают по стационарозамещающей технологии «Приёмная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов».
– В эту семью могут быть приняты граждане, достигшие пенсионного возраста, но в силу немощности или заболевания не могут обеспечить сами за собой уход, – комментирует заведующая отделением социальной помощи на дому Тамара Анатольевна Платонова. – Они пишут заявление, мы находим исполнителей, которые согласны взять в семью этих бабушек и дедушек.
Поясню, речь идёт об обязательствах по содержанию и обеспечению нуждающегося человека необходимым уходом, питанием, лекарственными средствами, предметами повседневного спроса, оказанию доврачебной медицинской помощи, медицинскому сопровождению, об организации общего быта, досуга на основе взаимоуважения, о создании благоприятного психологического климата. За пять лет, в течение которых данная технология реализуется в районе, одиннадцать одиноких пожилых людей смогли всё это получить.
– На данный момент у нас четыре приёмных семьи. Одна проживает в Юргинском, другая – в Бушуево, третья – в Агараке, четвёртая – в Бельховке. В ближайшее время на обслуживании будут плюсом ещё две: в Бельховке и Юргинском, – уточняет Тамара Анатольевна. И рассказывает: – Социальные услуги по данной технологии предоставляются как при совместном проживании, будь то проживание по месту жительства исполнителя услуг или по месту жительства получателя, так и при раздельном проживании. Замечу, раздельное проживание предусмотрено только для тех пожилых людей и инвалидов, кто частично утратил способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
– Какую-то подготовку проходят семьи, решившие взять на себя обязательства по уходу за пожилыми людьми? – не могла я не спросить.
– В первую очередь знакомим их с положением о приёмной семье, проводим анкетирование. С сентября этого года для желающих принять пожилых людей, будет проводиться обучение по утверждённой программе. Если говорить об уходе за тяжело больными, лежачими людьми, то проводим специальное обучение. А точнее сказать, взаимодействуем с работниками здравоохранения. Фельдшеры ФАПов рассказывают о том, как необходимо осуществлять уход. Со своей стороны, раздаём памятки. Первое анкетирование показывает, на какие моменты медицинским работникам надо обратить внимание на занятиях. А через десять дней занятий проходит второе анкетирование, которое показывает, что больше всего понравилось в обучении, даются рекомендации.
И ещё один момент, на который Тамара Анатольевна обратила внимание. Если раньше в семью принимали лишь людей пенсионного возраста, то сейчас данная технология в районе реализуется и для инвалидов.
– Институт приёмных семей не сможет заменить действующие организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, но она может стать их альтернативой, – считает заведующая отделом социальной помощи на дому. – И если даже для небольшой группы пожилых людей или инвалидов приёмная семья поможет найти свой дом, семейное тепло и заботу, значит, эта форма работы оправдана, её стоит развивать и распространять.
Конечно, не существует готовых рецептов воспитания ребёнка, как нет их и для взаимоотношений с пожилым человеком, у которого свой, сложившийся за долгую жизнь, характер. Но достойно уважения уже то, что есть люди, пожелавшие одарить своим теплом человека, нуждающегося в этом. Пожелаем им всем – и тем, кто принимает в свою семью, и тем, кто приходит в неё, – большого семейного счастья!