Медиакарта
8:40 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Думать! Чтобы сохранить...

08:19 | 28 сентября 2017

Профессия хлебороба хоть и считается самой мирной на земле, но во время уборочной страды можно услышать слова, применимые разве что в репортаже о военных событиях: «битва за урожай», «идёт сражение за каждый колосок», «бой продолжается с утра и до позднего вечера»... Что в очередной раз подтверждает — ох, как не прост крестьянский труд, требующий большой самоотдачи, терпения, а главное — любви и уважения к земле...

Не один десяток лет прошло с той поры, как индивидуальный предприниматель Владимир Ильич Баженов связал себя с земледелием - было это в 1986 году, когда только начали открываться первые кооперативы. А несколько лет назад он принял не менее важное решение - взял под своё крыло бездействовавшее на тот момент хлебоприёмное предприятие, о котором крестьяне вспоминали разве что ненастной осенью, когда негде было сырой хлеб сушить, или не хватало помещений для хранения. Все понимали важность ХПП для района, но при этом, никто особо не рвался взвалить на себя этакую обузу...
В настоящее время ХПП работает, запущены сушилки. В целом - сделано немало, хотя проблем, как говорят в таких случаях, «выше крыши». О том - чем сегодня оно живёт - узнали от В.И. Баженова.
- Как в этом году проходит уборочная?
- Считаю, что для хозяйств благоприятно, потому что осень выдалась, в основном, сухая, и практически все работают самостоятельно. Зерно складируют в свои хранилища, за исключением единичных случаев.
- А как дела в вашем КФХ?
- По-разному складываются. Армизонский район почти весь засушило. По парам ещё хлебушек есть, а по зяби колеблется в пределах 15ц/га. Встречаются такие поля, каких я ни разу не видел за свою практику - как паутина, расползлись трещины глубиной до 15 и более сантиметров.
- И с чем это связано?
- С июньской засухой - не хватило влаги, хотя мы и делали микродобавки.
- Сколько земли в хозяйстве задействовано под посевы?
- 900 га, и 400 оставляем под пары. Практически весь клин отдан под пшеницу, и лишь небольшая часть овса и вики для животноводства.
- С какими трудностями пришлось столкнуться в нынешнем сезоне?
- Самая большая — в августе мы вынуждены были отдавать практически годовой запас хлеба по 6,5-7 рублей. Оказывается, что это был ещё праздник... На сегодняшний день в Кургане пшеницу принимают по 4,50, ячмень — 4 рубля, а овёс - уже невостребованная культура. Элеваторы все перенасыщены, закрываются. Через неделю не будет рынка сбыта.
- Это цена на продовольственное зерно?
- На 3-й класс пока держится от 7 рублей до 7,40, с учётом НДС. Ценники смешные, по сравнению со стоимостью солярки, запчастей и всем прочим. Нас подкосила засуха. Если где-то и мочило, то местами. Хозяйствам района будет очень тяжело выдержать. Есть такой прогноз, что цены продолжат и дальше падать. Почему? Да потому, что хлебные поставки идут из Краснодара на Урал, в Сибирь и дальше — сначала по 5,50 руб., потом по 4,50, а сейчас и того ниже. Сами понимаете - мы им не конкуренты.
- И как быть?
- Каждый должен думать, как остаться на плаву, чтобы сохранить своё хозяйство. Допустим - у меня сейчас 3 машины автоперевозками заработывают деньги людям на зарплату. Кроме того, выручает животноводство. За счёт всего этого и будем выживать. В общем — кто как сможет.
- Какие породы животных разводите?
- «Шароле» и «обраки».
Их количество за 4 года увеличилось в несколько раз, и насчитывает более 80 голов. Но что касается конечной цифры, то, по словам Владимира Ильича, всё будет зависеть от ценовой политики. Никто не хочет работать себе в убыток — каждый научился считать «копейки».
- Раз вы занимаетесь мясным скотоводством, значит, заготавливаете сено и сенаж?
- В обязательном порядке. Правда, нынче по ряду причин вынуждены были остаться без сенажа. Как сложится будущий год — покажет время.
Наша встреча состоялась 15 сентября. На тот момент оставалось убрать 150 га. К счастью, их удалось, как и планировалось, обмолотить посуху. Когда разговор коснулся долгов, то Владимир Ильич сказал, что кредит за комбайн выплачен в срок - за 2 года.
- И нынче мы вынуждены были сеять без удобрения, - продолжает собеседник. - Ещё предстоит заплатить 500 тысяч за жидкий азот, и плюс - миллион или больше потребуется на расчёты с людьми. Практически весь хлебушек из «амбара» сдадим - рассчитаемся. В итоге останемся без долгов и без хлебов...
Нет, Владимир Ильич не жалуется, не просит снисхождения, — просто констатирует факт. А ещё добавляет: если бы цена на зерно была фиксированной, то тогда можно что-то планировать, заглядывать на шаг-два вперёд. А пока - не знаешь, что тебя ждёт завтра...
- Наверняка, несмотря на все трудности, что-то планируете сделать?
- Конечно, хотя не всегда получается. Но кое-что всё-таки удаётся осуществить, - говорит В.И. Баженов. - Привели в порядок крыши большей части помещений для хранения зерна, установили сортировку, которая может отделять овсюг и многое другое, чтобы зерно получалось чистым, без примесей. Теперь о том, что предстоит сделать - на весь район нет хороших весов, нужны современные, электронные... Мы думали над этим, даже начали подготовку, но всё упирается, как всегда, в финансы...
С большим уважением руководитель хозяйства рассказывает о своих подчинённых. Многие трудятся более 15 лет, есть и начинающие, но перспективные молодые специалисты. Кроме постоянных работников, ежегодно в сезон посевной и уборочной набирает дополнительные «рабочие руки». Он никому не отказывает в помощи, поэтому здесь всегда многолюдно.
- Просто жалко людей, ведь разные жизненные ситуации бывают, - говорит Владимир Ильич.

Автор: Лариса ЛАПУХИНА