Медиакарта
2:44 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Каникулы научной молодёжи

08:55 | 29 сентября 2017

Как проводят лето школьники? Купаются, гуляют, встречаются с друзьями, ездят в лагерь, на курорт с родителями или к бабушке в деревню. А вот увлечённая наукой молодёжь и на каникулах продолжает учиться и изобретать. Трое учеников школы № 8 г. Ишима провели июльскую смену в образовательном центре «Сириус». 

Металлургический «пельмень»
По итогам регионального конкурсного отбора участниками проектной образовательной программы «Большие вызовы» в центре «Сириус» (г. Сочи) стали старшеклассники Анастасия Менг, Артём Старокоров и Владимир Яковлев. На черноморском побережье они провели 25 дней – с 1 по 25 июля. После курса вводных лекций начался творческий процесс. Ребята вошли в проектные группы и работали по заказам работодателей – крупнейших предприятий России.
Артёму Старокорову досталось направление «Новые материалы».
– Наша команда занималась отходами металлургической промышленности – калашниковой пылью. Курировали работу преподаватели института стали и сплавов (МИСИС). С помощью рентгенфлуоресцентного анализа выбирали отходы с наиболее высоким содержанием железа, подбирали восстановитель, смешивали с цементом, который связывал всю субстанцию, и формировали брикеты. Получившийся полуфабрикат мы назвали металлургическим «пельменем». В дальнейшем его можно использовать как сырьё для получения чугуна или стали, – рассказал школьник.
Рециклинг отходов – один из международных стандартов, все крупные заводы сейчас начинают заниматься данной деятельностью. Это позволяет решить сразу два вопроса: увеличить эффективность производства и сократить количество промышленных выбросов. «Сейчас в некоторых отходах металлургии содержание железа превышает 40 %, с использованием наших брикетов доля отходов снижается до 3 %», – отметил Артём.
Школьники удачно защитили свой проект и получили рецензию: их технологию планируют внедрять на производстве.
На этом научные каникулы для Артёма не закончились: в начале сентября ученик школы № 8 и его научный руководитель Е.Ф. Фё- доров приняли участие в V Всероссийском форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России» в Ярославле. Главная цель данного мероприятия – создание резерва инженерных и научных кадров в стране. Именно поэтому «Ростех», «Алмаз-Антей», «Росатом», «Ростелеком», РЖД и ещё два десятка самых крупных российских корпораций пристально следят за научными разработками школьников.
В этот раз в составе проектной группы Артём работал в кластере «Технологии материалов» над проблемой утилизации отходов деревообработки. Большое впечатление на него произвели лекции глав ведущих российских корпораций о перспективах отечественной науки и экономики. «Современные изобретения, технологии будущего производят впечатление. Например, углеродный скотч в три раза укрепляет строительные конструкции, что важно для территорий с высокой сейсмической активностью. Я бы хотел получить профессию, связанную с разработкой новых материалов, полимеров, композитов», – признаётся школьник.
Авиация для полей
Владимир Яковлев с пятого класса участвовал в конференциях «Шаг в будущее», но тогда проекты школьника касались литературы. Вплоть до 9 класса, когда учителя увидели в нём задатки инженера. «В прошлом году под руководством своих наставников Евгения Фёдоровича Фёдорова и Татьяны Петровны Пачгановой я занялся проектом «Озонатор для очистки окружающего воздуха», – говорит Владимир. – Устройство из кислорода создаёт озон – сильный окислитель, убивающий бактерии. При эпидемии простудных заболеваний его можно оставлять включённым на ночь в помещении, где он за 5-6 часов работы уничтожит вирусы. Но использование озонатора сопряжено с определённым риском: озон воздействует на слизистые оболочки и на лёгкие, поэтому пользоваться им можно только в отсутствие людей в помещении».
Конечно, озонаторы воздуха – широко распространённые аппараты. Но изобретение Владимира отличается простотой и дешевизной конструкции. Устройство собрано из подручных материалов: катушки от старого мотоцикла «Урал», блока питания от компьютера, коммутатора беспроводного аварийного зажигания, реактора (две металлические пластины, закрытые сверху водопроводной трубой). Качественные озонаторы и ионизаторы воздуха в магазинах стоят от пяти тысяч рублей, а прибор одиннадцатиклассника – в пределах двух тысяч.
Сейчас Владимир Яковлев работает над усовершенствованием прибора: устройство надо дополнить таймером, чтобы озонатор включался и выключался автоматически.
С совсем другим направлением пришлось познакомиться школьнику во время научной смены в «Сириусе» – он попал в секцию «Автономный транспорт». Группа, в которую вошёл Владимир, занималась проектом, заказанным фирмой «Агроботикс», – постройкой беспилотного летательного аппарата для опыления сельхозполей.
– Из материалов, используемых в авиамоделинге, мы создали программируемый прототип самолёта с размахом крыла в 1,5 метра. Я был общим сборщиком конструкции и проектировал нагрузку на шасси. Благодаря участию в проекте серьёзно пополнил базу знаний и практических навыков, научился 3Д-моделированию, работе в 3Д-редакторе, получил опыт авиамоделирования, – говорит юноша. – Осенью наш прототип беспилотного летательного аппарата будет представлен на выставке в Сколково, и, если проект получит финансирование, планируется построить полномасштабный самолёт с размахом крыла в семь метров. В списке разработчиков будут указаны и наши фамилии.
Выпускник признался, что в будущем видит себя инженером, а вот в какой отрасли, покажут результаты ЕГЭ – Владимир выбрал для сдачи физику и биологию.
Водород
на службу людям
С головой погрузилась в новую тему исследования и Анастасия Менг, которая со своей проектной группой решала задачу безопасного и компактного хранения и транспортировки водородного топлива – заказ от Россетей.
– Водород – лёгкий элемент, обладающий свойством проходить через некоторые металлы, передача его по трубопроводу – опасный процесс, малейшая утечка грозит взрывом. Поэтому перевозится, как правило, сжиженный водород в баллонах, это сложно и затратно. Мы занимались гидрированием толуола с целью получения вещества, которое было бы безопасно транспортировать. Подобный проект есть у японцев, но нам удалось в результате химической реакции получить наиболее эффективное вещество с большим количеством молекул водорода. По свойствам оно сходно с бензином, – рассказывает школьница.
Юная исследовательница убеждена: за водородным топливом – будущее, это прекрасный альтернативный источник энергии, к тому же, в отличие от нефти, экологичный.
– Смена в «Сириусе» подарила мне друзей. Мы продолжаем общаться и сотрудничать по проекту – дистанционно, через соцсети. О своих идеях рассказываем научным руководителям, которые на базе университета могут проводить опыты и отправлять нам результаты экспериментов, заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве и Россети. Так что, возможно, вы ещё услышите о водородном топливе, изобретённом «Безумными водородчиками из Сириуса», – улыбается девушка.
Продолжает Анастасия Менг и работу над школьным проектом по утилизации использованных батареек, начатым в прошлом году. На первом этапе было собрано более пяти тысяч элементов питания, разработаны способы переработки алкалиновых и солевых батареек, идёт поиск варианта переработки литиевых. Из отслуживших элементов питания получаются вещества, которые можно использовать – например, делать марганцовку, цинковую мазь, активированный уголь, а корпуса батареек (как металлические, так и пластиковые) переплавлять.
– Ежегодно в мусор выбрасывается около 200-300 тысяч батареек, а их переработкой занимаются на единственном заводе в Челябинске, и то только алкалиновых. В моих мечтах – открыть на площадке какого-нибудь завода цех по переработке батареек. Это обеспечит рабочие места и поможет улучшить экологическую обстановку, – делится планами десятиклассница.
Вопрос президенту
Очень насыщенной выдалась образовательная смена, признаются школьники. Лекции и исследования продолжались с 9 до 19 часов, а порой увлечённые наукой ребята занимались и дольше. Но «Сириус» предоставлял и возможности отдохнуть, расслабиться, разрядиться от нагрузки: молодёжь посещала СПА и бассейн, купалась в море, знакомилась с олимпийскими объектами.
21 июля воспитанники центра встретились с президентом России Владимиром Путиным в рамках эфира «Недетский разговор». И первый вопрос прозвучал от ишимского школьника Артёма Старокорова.
– Предварительно у нас брали интервью на НТВ, о чём бы мы спросили главу государства. Честно, я не был готов к такому вопросу, и первое, что пришло в голову: «Пользуетесь ли вы соцсетями, может быть, после тяжёлого рабочего дня листаете ленту Инстаграма или просматриваете Ютуб?» Уже потом, в студии, испытывая сильное волнение, встал, чтобы задать свой вопрос, и решил, что нужно поблагодарить президента за появление такого объекта, как «Сириус», и возможности для реализации творческого и научного потенциала, которые предоставляют в нашей стране увлечённой молодёжи. Получился экспромт, зато искренний, – говорит Артём.
Владимир Путин, по чьей инициативе был построен образовательный центр, рассказал, как у него родилось название: Сириус – самая яркая звезда в небе, а здесь как раз собираются яркие, талантливые, устремлённые в будущее молодые люди. А на вопрос ишимского школьника ответил: «У меня тяжёлый рабочий день, заканчивается так поздно, что уже не до Инстаграма, мечтаю лишь быстрее до постели добраться. Конечно, сотрудники моего аппарата и администрации активно используют все возможности интернета, но я лично ими не пользуюсь».
Тему подхватила модератор встречи Ирада Зейналова, поинтересовавшаяся у президента, какой никнейм он бы выбрал, если бы сам писал в интернете.
– Многие пишут от моего имени, но, скажу честно, я к этому не имею никакого отношения. Ник – это псевдоним, а я, как вы знаете, начинал свою работу в органах внешней разведки, где предполагаются определённый уровень конспирации и использование псевдонимов. Сейчас для меня было бы нелепо прятаться под псевдонимами, так что пользовался бы собственным именем. Вообще, считаю, если человек делает что-то достойное и интересное, зачем прятаться в интернете под чужими никами и псевдонимами?
В эфире «Недетского разговора» собралось более 800 школьников из 66 российских регионов. Глава государства произвёл впечатление на молодёжь. «У Владимира Владимировича очень пронзительный взгляд, складывается впечатление, будто он видит тебя насквозь. Очень понравились ответы, у нас достойный президент», – поделился мнением Артём.
Готовили вопросы президенту Владимир Яковлев и Анастасия Менг (о развитии экономики и перспективах использования водородного топлива), но озвучить их не довелось. Всего около 70 вопросов задали Владимиру Путину российские школьники. Спрашивали о самом разном: личном – ценностях в жизни, детстве, школьных годах, планах на будущее. Интересовалась молодёжь перспективами развития отечественной науки, спорта, культуры, экономики, промышленности и многого другого. «Недетский разговор» показал, что наша молодёжь не просто талантливая, в свои юные годы это уже настоящие граждане, готовые отвечать на вызовы времени, заинтересованные в достойном будущем своей страны и стремящиеся своими силами это будущее создавать.
Марина СЕРГЕЕВА.

Автор: Марина СЕРГЕЕВА.