- Ну… Если я скажу, что – всё, работа закончена, пора праздновать и отдыхать, то буду не прав, да и сельчане неправильно поймут, а вот подвести предварительные итоги – самое время, просто потому, что сейчас наступает некий «период затишья» и в полеводстве, и в животноводстве. Расслабляться совсем уж, безусловно, не стоит, да и все прекрасно понимают – в сельской местности выходных, и тем более «каникул» не бывает. И когда кто-то «от асфальта» бросает фразу (поверьте - такие ещё есть) – «вам хорошо – всё свое: мясо, овощи, фрукты и т.д.», то я просто предлагаю хотя бы недельку пожить в деревне, чтобы понять, каким трудом это «хорошо» достается…
…Мы встретились с первым заместителем главы района А.Е. Филипповым накануне Дня работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, который «по календарю» отмечается в воскресенье, 8 октября, и первым вопросом, естественно, было: «Есть, что праздновать?».
- А вы знаете… - на секунду задумался Алексей Емельянович. – Ведь, правда, - есть что. Да – было сложно, да – трудно, да – в некоторых крестьянских хозяйствах положение сложилось достаточно напряжённое, есть проблемные моменты и в ЛПХ… Но тот кризис, волна которого докатилась и до нашей сторонки, показал, что сельчане могут, как говорится, «держать удар», и, несмотря на все перипетии, не только выстоять, но еще и идти вперёд.
Один из ярких примеров – уборочная страда. Помните – как «широко шагнули» земледельцы в первые дни? За две недели почти половина площадей была убрана! А потом – погодный «стоп-кран»… И ведь существовала реальная угроза уйти с жатвой и в октябрь, а то и дальше, но крестьяне смогли собраться, сплотиться, некоторые работали даже весь световой день и даже до утра… Безусловно, повезло и с погодой. Зато, как результат, – впервые за многие годы (я даже не припомню – когда такое вообще было!) район первым в области завершил страду. Да дело даже не в первенстве - это ведь какой задел получается на следующий год. Во-первых, есть возможность спокойно и планомерно заняться зябью (кстати, на 28 сентября вспахано почти 80%), разобраться с семенами (не говоря уже о том, что полностью засыпан ворох, многие сдают на анализ, и первые результаты показывают отличную всхожесть). Опять же – привести в порядок технику. А это, можно сказать, - 50% нормальной посевной 2018 года. Во-вторых, и это тоже надо учесть на будущее, те, кто вышел на уборку пораньше, успели и продать зерно подороже, а потом уж пошло падение. И еще один момент, я считаю – немаловажный: вспомните - каких нервов, финансовых и материальных затрат стоила затянувшаяся уборка 2015 года… Нынче как-то обошлось и без, так называемого, «фактора одного дня», которого почему-то всегда не хватало - была такая практика у некоторых руководителей хозяйств – мол, вот мне бы еще день (ночь, сутки), и уборку (посевную) закончил. Хотя не могу не сказать и о том, что иных приходилось едва не выталкивать на кромку поля: с утра созваниваемся – да, говорит, сегодня начнём, а к вечеру узнаешь, что «решили погодить маленько…». Но зато, уж если вышли, то не надо подгонять, уговаривать, рекомендовать, советовать – все знают и умеют, причем не только организовать работу, но не забывают и о создании условий для неё…
Объезжая поля, отметил и еще один факт: многие годы одним из «узких мест» была отвозка зерна от комбайнов – не хватало техники. Полчаса простоя - это минус 3 – 5 гектаров уборки, а если посчитать за день… Нынче отметил, что, например, в КФХ Александра Крашенинина, Оксаны Замираловой, СПК «Сибирь» смогли организовать практически бесперебойный «конвейер» – всё четко и своевременно.
Что касается итогов жатвы по району, то оперативные данные на 25 сентября (валовый сбор – 46173 тонны, урожайность – 17,9 ц/га) уже начинают меняться, причем – в лучшую сторону: на основании отчетов, сданных 23 хозяйствами из 46, валовка составляет уже 47804 тонн, а урожайность в бункерном весе – 18,6 ц/га.
Казалось бы – все складывается удачно, но… Нет цены хлеба. Минсельхоз занял несколько иную позицию - простимулировать экспорт, а вот в фонд закупки пока не ведутся, интервенции нет. Я понимаю крестьян – отдать столько сил и средств, а потом продавать по 5 – 6 рублей пшеницу, это, безусловно, неправильно, так быть не должно… Но здесь, опять-таки, хотел бы напомнить о замене культур, смене севооборота. Например, в «Кировской» в этом году «сыграл» овёс – пораньше посеяли, убрали, а в итоге сдали по 6 рублей. Кроме этого, хочу напомнить, что он - хороший предшественник. Главное достоинство - насыщение почвы калием, хорошо борется с корневой гнилью, рыхлит землю в верхнем, плодородном слое. Легкие почвы укрепляет, защищая от выветривания и вымывания, тяжелые делает более воздухопроницаемыми и рыхлыми, подавляет рост сорняков. А вообще - нельзя каждый год «делать ставку» на одно и то же! К сортосмене, сортообновлению мы как-то научились – часть крестьян уже прикидывает, что и когда надо менять, а вот уйти, хотя бы частично, от пшеницы пока не получается… Конечно, можно придержать основной ворох зерновых до зимы, а то и весны, – у многих складские помещения позволяют, но… Нет никакой гарантии, что цена взлетит. Второе – часть хозяйств закредитована, брали ГСМ или что-то другое «под урожай», надо рассчитаться с работниками, поэтому просто придётся часть зерна сдавать.
Тем не менее, основная масса крестьян довольно прочно стоит на ногах, мало того – постепенно идёт укрупнение. И уже есть такой прецедент – три хозяйства на следующий год уже расформировываются, а их земли берут другие. Причины разные – кто-то, скажем так, устал работать «по нулям», без прибыли, а кто-то уже действительно устал, в силу возраста… Замечу, что практически половина сельхозпредприятий имеет приличные объемы – от 500 га и выше. Есть и «семейные» коллективы – Виктор и Вячеслав Севастьяновы, у А.Н. Маслякова оформлены ИП на себя и на сына, Владимир Снигирев и его сын, молодой агроном, Дмитрий… Есть продолжатели дела, желающие работать, а значит - хозяйство будет жить.
Хотел бы обратить внимание и на такой плюс работы с землёй, в последнее время получивший распространение, - паровые поля, которые на данный момент составляют почти четверть всего клина. И сейчас в разговорах с руководителями КФХ все чаще звучит мнение о том, что парить будут больше. Почему? Да – такие поля требуют постоянного внимания и затрат на обработку, но зато урожайность и качество зерна на них выше. То есть – мы постепенно подходим к тому, что лучше меньше посеять, но получить урожай, с классом, имеющим спрос и цену на рынке. Добавлю, что пять хозяйств на следующий год дополнительно вводят землю в оборот – по 30 – 40 – 50 гектаров, а кто-то и 150.
Не могу обойти вниманием такую больную тему, как стареющие механизаторские кадры… Ветераны уходят – кто займёт их место? Пока не скажу, что дефицит очень уж большой – достаточно много земледельцев в возрасте 35 – 40 лет, но… Давайте рассмотрим проблему с другой позиции – насколько достойно оплачивается труд? Как они оформлены? Отчисляют ли взносы в социальные фонды? Оказывается ли помощь в ведении личного подсобного хозяйства? Здесь ситуация весьма неоднозначная… Некоторые руководители ценят своих работников, заботятся об их благополучии и даже идут на существенные затраты! Могу привести такой пример - одно из хозяйств, причем - не имея животноводства, приобрело сенозаготовительный комплекс, чтобы обеспечивать сеном механизаторов. Как результат - мужики натурально, в поте лица, пашут, понимая, что нельзя терять такое место. Но бывает и так – руководители требуют работы, а то, что у человека дома, в стайке, в трудовой книжке – это их не касается… Разве это нормально?! Доходит до того, что, провожая уважаемого и добросовестно трудившегося человека на заслуженный отдых, мы не можем его достойно наградить! А потому, что у него действительно есть 20 – 30 лет стажа, но НЕПОДТВЕРЖДЁННОГО ничем, кроме слов, которые, как говорится, к делу не пришьешь… Я всегда стараюсь представить ситуацию с такой позиции – а сам ты пошел бы работать за такую зарплату, без договора, не имея никаких социальных гарантий? И самое интересное, что пострадавшие (а их немало) винят в таких случаях не своего непосредственного начальника, а… власть – вы недосмотрели… Ну, не можем мы заглянуть каждому в карман, проверить документацию, а вы то почему молчали?! Ведь, кроме моральной стороны, здесь выходит еще и, скажем так, уголовная – уже есть прецедент, когда за невыплату зарплаты к одному из руководителей приняты меры прокурорского реагирования. А ведь предупреждали, убеждали, доказывали… Но некоторые из крестьян занимают, мягко говоря, странную позицию – мол, какие могут быть требования, когда у меня уборка (посевная, сенокос, боронование) идёт, - времени нет… Еще раз скажу – когда дойдёт дело до суда, то и время, и деньги сразу появятся. Так зачем дотягивать до такого финала?
В последнее время как-то не принято «кивать на заграницу», но, я думаю, что хорошему можно и нужно везде учиться… Так вот, в некоторых западных странах до 70 процентов затрат идёт именно на создание условий для нормальной жизни и работы человека - и по оплате, и по гарантиям, и по технологиям и оборудованию, облегчающим труд. Вот и получается, что производство растёт за счет этих вложений. А у нас пока считают, что новый комбайн, трактор, сушилка или что-то еще важнее, чем соц. пакет… Будет ли человек выкладываться полностью на ферме или в поле, если знает, что он – последний в череде затрат? Думаю – ответ однозначен… Причем касается это всех сфер – и полеводства, и животноводства. Мало того – не только предприятий, но и личных подсобных хозяйств, хотя бы просто потому, что самая распрекрасная корова или другое животное, без соответствующего ухода на нормальную производительность не выйдет, а уход будет, если человек поймёт, что он обеспечивает себя, работает на дом, и получит достойную отдачу. В этом плане хотел бы отметить Сергея Эйхман, который получил областной гранд на развитие мясного животноводства и сейчас строит ферму около районного центра (за территорией «Армизонагростроя»; Александр Камзинов тоже занялся строительством – его база будет в Северо-Дубровном; с плюсом по молоку идет хозяйство Александра Севастьянова… Да у многих дела идут нормально! Хотя, к сожалению, в целом по сдаче молочной продукции от ЛПХ идёт снижение. Здесь два фактора – и население стареет, продаёт буренок, и лейкозных коров убирают. Тем не менее, думаю, что свои позиции район не сдаст – будем активно работать по данному направлению.
Кажется, у нас не совсем праздничное интервью получается… Что поделать – это жизнь. И какой она будет дальше - зависит не только от администрации, но и буквально от каждого жителя района.