Медиакарта
1:32 | 4 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Нужно любить свою работу

08:52 | 06 октября 2017
Источник: Заря

Что для педагога самое главное в работе с детьми? Одни скажут, что строгость, другие уверены, что это любовь и терпение. А вот Анфиса Феоктистовна и Уразмухамед Гайнуллович Хасановы, педагоги в прошлом, уверены, что главное – это понять и принять ребёнка таким, какой он есть, суметь заставить поверить его в свои силы, в себя.

У Анфисы Феоктистовны за плечами более тридцати лет педагогической деятельности. Ей довелось поработать и в школе, и в детском саду, и в органах – она капитан милиции в отставке, более двадцати лет трудилась в школе-интернате в посёлке Школьный. За это время во взрослую самостоятельную жизнь она выпустила три поколения.


– Дети, как правило, трудные, из неблагополучных семей или сироты, многие с нарушением психики, с умственными отклонениями.


Чтобы работать с такими детьми, требуются терпение и выдержка. Держать ребят под контролем, просвещать их помогал кружок «Подросток и закон».


– Проводила профилактические беседы, приводила конкретные примеры, показывала диафильмы, обсуждала книги, выбирая простые и понятные произведения.


Бывает, что ребёнок слаб в учёбе, оставшись на второй год раз, два, в итоге оказывается в интернате.


– Это педагогически запущенные дети и дети, чьи родители просто пустили их на самотёк, растут они, как сорная трава: не погибли – и ладно...


Анфиса Феоктистовна уверена, что какой бы сложной работа ни была, нужно любить её и отдаваться ей полностью.


– Каждый день помимо самоподготовки проходил воспитательский час, или нравственное воспитание, или окружающий мир.


Методической литературы не хватало, приходилось ездить в библиотеку, собирать по крупицам. Сложность ещё состояла в том, что учебной программы как таковой у ребят не было, основным предметом был труд.


Школа-интернат всегда была подшефной, организации и сельхозпредприятия района оказывали посильную помощь.


– Нашими шефами были руководитель АТП Александр Николаевич Белоногов и председатель колхоза имени Ленина Людмила Николаевна Кубасова. Благодаря их помощи проходили многие мероприятия. Помню, перед выпускным благодаря Людмиле Николаевне мы приобрели продукты, платья для нескольких девочек.


Такая поддержка порой была просто необходима, зачастую у ребят, особенно из неблагополучных семей, не чего было одеть, обуть, приходилось выходить из положения. С шефской помощью были приобретены и мебель, паласы, телевизор, канцелярия.


– Ребят в то время было около трёхсот человек, конечно, когда в школе появились телевизор, мебель, стало гораздо уютнее, и дети приходили уже не в пустые казённые стены, появился какой-никакой уют.


Важной для себя Анфиса Феоктистовна считала работу с родителями.


– Знакомилась лично с каждым, старалась понять, что за человек, как ребёнку живётся в такой семье.


Педагоги вели дневники наблюдений, где отмечалась работа не только с детьми, но и с их родителями.


– Если видела, что ребёнку не даётся учёба, больше внимания уделяла подготовке домашнего задания. Если ребёнок необщительный, не может идти на контакт с другими детьми, значит, больше с ним общаешься, разговариваешь, вовлекаешь в общий разговор. Бывало, после выходных приедут, словно в воду опущенные, узнавала, что случилось? Часто это были семейные скандалы, родители пили, дрались на глазах у ребёнка...


Сколько разных ситуаций и судеб повидала Анфиса Феоктистовна, и не счесть. Но в каждого ребёнка, который прошёл через её руки, она постаралась вложить частичку себя.


Уразмухамед Гайнуллович, или как его все называют Олег Николаевич, – уроженец Верхнего Ингала, окончил местную школу.

О работе педагога даже и не помышлял, пока в середине семидесятых заврайоно С.А.Бородулин ему не сказал: «Из тебя выйдет хороший учитель».


На ту пору как раз в верхнеингальскую школу требовался учитель труда и физкультуры. Директором был Харис Ямбаев.


– Образования у меня не было, и старшие коллеги-наставники Фатима Мухамеева, Ирина Холманских подсказывали мне, как найти подход к ребёнку, как правильно вести занятия.


Постепенно Олег Николаевич и сам смекнул, что если ребёнок капризный, надо найти с ним общий язык, если медлительный – его стоит пошевелить, и всегда следовал завету наставников: быть вместе с детьми.


– Хоть на уроке труда, хоть на физкультуре. Не стоять в стороне, и если дети бегают, значит, ты должен бегать вместе с ними.

Главное – стать примером для них.


Не обходилось и без каверзных случаев: некоторые талантливые ребята из обычной палки шедевры на трудах делали лучше учителя, а Олег Николаевич только радовался за них.


– Через год-два я привык к школе, появился интерес к работе с детьми. Наставники посоветовали получить образование, сказали: всё у вас получится. Да и заврайоно Манефа Анатольевна Вишнякова тогда напутствовала: дескать, давайте, учитесь, в районе нужны хорошие учителя.


После окончания Тобольского пединститута им. Д.И.Менделеева по специальности «История и обществоведение» Олег Николаевич пришёл на работу в школу-интернат.


– Старался воспитывать ребят на конкретных примерах, много материала брал из книг, из районной газеты «Заря».


Олег Николаевич частенько приглашал на встречи с ребятами известных в районе людей, не забывал и передовиков производства, спортсменов.


– Выписывали и читали «районку», детям это было очень интересно, рассуждали, задавали много вопросов.


А сколько под руководством Олега Николаевича сделано на уроках труда! Табуретки, полки, разделочные доски, лопаты, скалки, веретёна, черенки, мётлы.


Делали ответные подарки шефам, ребята даже сами говорили, мол, все нам помогают, давайте и мы поможем. Собирали для аптеки берёзовые почки, помогали лесхозу в высадке леса, устраивали концерты.


Воспитанники видели в Олеге Николаевиче не только педагога, многим ребятам он заменил брата, отца, друга. Бывало, делились с ним личными проблемами, просили совета. Частенько интересовались у него, какая жизнь ждёт их после выхода из школы, будет ли у них жильё, спрашивали, почему родители отказались от них или ведут такой образ жизни…


И сейчас бывшие воспитанники звонят, пишут и приезжают в гости к Анфисе Феоктистовне и Олегу Николаевичу, делятся с ними и радостями, и горестями, говорят огромное спасибо за то, что именно они были рядом на протяжении стольких лет, заменили родителей.


– Когда твои воспитанники становятся достойными людьми, душа радуется, – говорит Олег Николаевич.

Автор: Е.Байбулатова