Медиакарта
1:30 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

И снова в зале не было свободных мест

09:05 | 08 октября 2017
Источник: Сельская новь

Всем нам небезызвестно такое выражение: "Сколько людей, столько и мнений". Однако мнение абатчан и жителей района всегда одинаково сходится в одном, когда речь идёт о спектаклях Абатского театрального коллектива. С радостью спешат на премьеру зрители, с волнением готовятся к новой встрече актёры, и так каждый раз.

29 сентября 2017 года, накануне праздника Дня пожилых людей, в зрительном зале Абатского районного дома культуры не было свободных мест. В этот вечер любителей театра ожидала премьера спектакля по пьесе Флорида Булякова "Выходили бабки замуж" режиссёра Ольги Усольцевой.

Шли на спектакль с одинаковым настроением праздника, возвращались после спектакля домой наедине с собственными мыслями. Так над чем же предлагает задуматься режиссёр О. Усольцева, и почему её обращение в финале спектакля никого не оставило равнодушным?

Театральную постановку "Выходили бабки замуж" можно вполне назвать народной, ведь её главные герои – четыре старушки, самые что ни на есть простые люди из народа со сложной судьбой, переживаниями, потерями и разочарованиями. Сюжет спектакля в том, что в небольшом селе находится интернат для престарелых, организованный местной администрацией.

В одной из комнат интерната обитают четыре старушки, которые в обмен на заботу государства были обязаны потерять свою индивидуальность и беспрекословно выполнять распорядок дня. Но внезапно в тишину комнаты робко прорвалась тихая мелодия народной песни "Позарастали стёжки - дорожки", ставшая лейтмотивом всего спектакля. И неожиданно все четыре старушки ожили, встрепенулись, проснулись, ожидая чего-то.

Блестящая актёрская игра, костюмы, грим совершенно не давали зрителям узнать любимых актёров. Виктор Потрнягин профессионально воплотил на сцене главу администрации, роль жениха Ивана очень удалась Юрию Шишигину. Бесподобных старушек сыграли активные, энергичные и талантливые абатчанки, среди которых была одна дебютантка.

Надежда Рогожина сыграла романтичную и тихую домоседку Ольгу, пишущую стихи давно умершему мужу, который пусть бил и пил, но ведь любил! Трудолюбивый, целеустремлённый общественный работник – Мария Ивановна, настойчива, упряма и одновременно чувствительна, ранима. Марию Ивановну играла Галина Кибирева. Зритель не мог не влюбиться и в молчунью, философа, трижды солдатскую вдову Авдотью Петровну, роль которой исполнила Лариса Бусыгина.

Этой пожилой женщине так и не довелось испытать семейного счастья, ведь всех её мужей забирали на фронт в день свадьбы. Дебютанке Татьяне Костенюк досталась роль веселушки, хохотушки, задорной девчонки Галины, не любящей сидеть на месте, фантазёрки, мечтательницы и хулиганки.

Разные судьбы и характеры, только вера в любовь – вот что так роднит героинь. Возраст для пожилых женщин не помеха, ведь каждая из них надеется на что-то лучшее, живёт в ожидании чуда. И чудо является к ним в виде уже потрёпанного жизнью, в годах, но всё ещё очень интересного мужчины Ивана, да как и мечталось женщинам - с собственной избой.

И тут начинается переполох, каждая героиня вмиг преображается. Ну, а что же жених? Иван веселил женщин, аккуратно заигрывая с каждой, втайне договариваясь о совместном проживании. Ведь он давно был в поисках хозяйки в дом и подруги по жизни, а тут такой цветник! И как отказать? Получилось, что вместо одной нашёл четырёх, так и договорились жить все вместе.

Воспрянувшие духом, весёлые соседки по комнате ради домашнего очага были готовы пойти за стариком, у которого деревянный домик в покинутой всеми тайге. А бедный одинокий старик из чувства жалости, прекрасно понимая, как страдают эти никому не нужные старушки в казённом доме, готов взять в жены одновременно всех четверых. Услышав от него: "Собирайся. Я тебя заберу отсюда", каждая радостно и лихорадочно собирала свои нехитрые пожитки, желая скорей отправиться с ним в нелёгкий путь.

Финал спектакля совсем неожиданный: появившийся в доме престарелых глава администрации, обманным путём заманивший сюда старика Ивана, заявляет, что его дом раскатали на дрова, чтобы вынудить его хозяина переехать в интернат, передавать своё мастерство коваля молодому поколению. Но Иван остаётся непреклонен, и уходит жить в тайгу; уходит один, а четыре подружки остаются в своей скромной комнате. Подаренная старушкам надежда на счастливую старость рухнула в считанные секунды.

В спектакле всё переплетено воедино: душевность, комизм, жизненная мудрость, оптимизм, размышления об одиночестве, любви и годах нелёгкой жизни. Поэтому и зритель смеялся, задумывался, плакал – всё как в настоящей жизни. Согласитесь, что любовь во все времена и в любом возрасте дорога. Старость не защищает от любви, а любовь защищает от старости.

До мурашек задело обращение режиссёра в конце спектакля к зрителям в зале:

…. Самое нелепое на свете,

Самая ужасная беда –

Когда старость обижают дети,

Позабыв о прошлом навсегда!

Но о прошлом этом забывая,

Вспоминайте всё же каждый раз:

Старость – беспощадная, лихая,

Впереди у каждого из нас!

К чему бы ни стремилось сегодняшнее общество, любому человеку при жизни важен и необходим очаг своего родного дома. Старость люди должны встречать в кругу семьи, в любви и заботе.

Ольга Усольцева своей новой работой хотела побудить не только старшее поколение зрителей, но и молодых людей, которых в зале в день премьеры было достаточно, задуматься о сегодняшней и будущей жизни. Какую старость мы сможем себе обеспечить или кто должен за нас это сделать?

Подумайте, куда движется наше общество, если сегодня его полноценные члены, забыв многовековые традиции, оставляют новорождённых детей в домах малюток, а своих родителей сдают в дома престарелых? Жить будет не так одиноко и страшно, если мы научимся отвечать за свои поступки и искренне любить.

Е. Колмачевская