Жизнь не стоит на месте, совершенствуются техника и технологии, появляются новые профессии, а какие-то уходят в историю. Где найдете сегодня, например, трубочиста? Вот и мастеров по ремонту часов сыскать почти невозможно. В Ялуторовске, к слову, работает единственный часовщик – Николай Михайлов.
И, как пояснил Николай Валентинович при нашей встрече, к нему едут клиенты из близлежащих районов – Исетского, Упоровского, Заводоуковского.
А в профессию он пришел, в общем-то, случайно: хотел устроиться водителем в Рембыттехнику, а тогдашний директор Фёдор Криволапов предложил отправиться на учебу в Тюмень: хоть на ювелира, хоть на мастера по ремонту телевизоров или часов. С тех пор, а это уже 44 года, занимается Николай восстановлением приборов точного времени.
Вспоминая о первых годах работы, он называет тех, с кем начинал – Владимира Юркова, Алексея Мартынова, трёх Сергеев – Сутягина, Андреева, Зильбера. Выходит, что когда единственный действующий часовой мастер решит уйти на пенсию, его никто не заменит. Некоторое время назад Николай Валентинович пытался увлечь профессией своего сына, тот, семь лет спустя, ушел: не привлекла его сидячая работа. А в профессии часовщика главное - усидчивость. Очень тяжело всю смену проводить за столом, да и глаза устают.
Николай Валентинович специализировался как мастер по ремонту наручных часов. В советские годы даже выполнял гарантийные работы. Но в девяностые занялся и другими «ходиками» – настольными, настенными. Из любопытства увлекся восстановлением старинных часов. Сегодня в Ялуторовске около десятка раритетов из XIX века, вернувшихся к жизни руками мастера Михайлова, продолжают отсчитывать время.
- Механизмы бывают разные, - делится Николай Валентинович, - вот советские часы «Победа», это как «Жигули» и иномарка, на их ремонт обычно уходило не более десяти минут. А, скажем, на хронометр с подзаводом «Слава» - не менее полутора часов. Сложность вызывают китайские экземпляры с календарём - сам механизм быстро можно починить, а вот настройка последнего отнимает время.
- Интересно было восстанавливать импортные часы с секундомером, - говорит Николай Валентинович. Для многих марок уже и запчастей нет. Такие популярные раньше как «Маяк», «Весна» уже не выпускают, но их в обиходе достаточно, а возможности ремонтировать уже нет. Непросто восстанавливать даже обычные ходики с маятником. Из трёх часов, сданных в ремонт, он смог настроить только два механизма.
- Случай был один, связанный с такими часами в первые годы моей работы, - рассказывает Михайлов. - Приносит один старенький дедок часы-ходики, мол, отремонтируй, милок, привык я к ним. Посмотрел я «агрегат», там такой износ, что уже ничего сделать нельзя. Хотел было отказать ему, а напарник шепчет: «Бери в ремонт, оформляй заказ». Выписал я деду квитанцию на 2 рубля 50 копеек, приходи, говорю, через неделю. А сам к напарнику:
- Вон в райповском киоске ходики продают, сходи, купи, механизм оттуда и поставишь на часы заказчика, - говорит он мне.
И точно, купил новые ходики за 1 рубль 70 копеек, переставил нутро на дедовы часы, идут как новенькие. А сколько было у пожилого человека радости, когда он за ними пришел!
Кстати, много раз приносили настенные часы с кукушкой, ни одни не смог настроить.
- Или вот еще случай был, - вспоминает Николай Валентинович. - Приносит молодая женщина в ремонт мужские наручные часы. Посмотрел механизм, а потом спрашиваю заказчицу:
- У вас кот есть?
- Да, - удивилась она.
А я продолжаю спрашивать:
- А мужа кот, видимо, не любит?
У женщины на лице изумление:
- А вы откуда знаете? Шпыняет животину постоянно, - говорит.
- Оно и видно, - замечаю, - успел ваш котик хозяину часы пометить.
Рабочий день часовых дел мастера продолжается. Мерно стучат отремонтированные механизмы, отсчитывая время.
Сколько их - наручных, карманных, настольных, настенных, напольных и каретных, механических и электронных, кварцевых прошло через его руки, Николай Валентинович никогда не считал, но порой до десяти хронометров за смену возвращал к жизни. Тикают в домах земляков будильники и ходики, отбивают время старинные часы с боем, срок службы которым продлил мастер Михайлов.