Медиакарта
1:00 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Педагоги района подвели итоги истекшего года и определили задачи на 2017‑2018 учебный год

10:57 | 18 октября 2017

«Развитие системы образования – важнейшая задача для всех уровней власти региона.
От того, как мы работаем, как воспитываем и учим детей, зависит наше будущее»
(В. В. Якушев)

30 августа в здании Вагайской средней школы собрались директора школ района, руководители филиалов, заместители директоров школ, методисты, организаторы, руководители кустовых методических объединений на свой традиционный августовский форум для обсуждения проблемы «Управление изменениями в образовательной организации», иными словами – как эффективным и планомерным использованием сил, времени, педагогических ресурсов достичь оптимальных результатов.

В работе пленарного заседания принял участие депутат Тюменской областной Думы Ю. М. Конев, ходом пленарного заседания руководил замглавы района А. А. Сафрыгин.
К участникам форума в режиме видеосвязи обратился губернатор области В. В. Якушев. Содержание обращения высшего должностного лица региона сводилось к следующему: нашему развивающемуся региону нужны современные, думающие, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, отличаться мобильностью и динамизмом. Губернатор выразил уверенность, что вагайские учителя в состоянии решать задачи по подготовке молодежи к жизни в современных реалиях.

Программа проведения пленарного заседания состояла из двух крупных блоков: первый из них предполагал анализ состояния системы образования в нашем районе в истекшем учебном году, при рассмотрении второго блока повестки дня речь шла о задачах и перспективах развития системы образования, совершенствовании управления образовательной организацией, об управлении изменениями в ней.

Надо сказать, что этот традиционный педагогический форум начал свою работу уже в середине месяца, в том числе и вагайские учителя приняли участие в работе различных секций и дискуссионных площадок в областном центре, 23 августа делегация педагогов Вагайского района участвовала в работе пленарного заседания в г. Тюмени, 28 и 29 августа в районе прошли предметные секции и секция работников дошкольных образовательных учреждений. Логическим завершением этого педагогического марафона и стало пленарное заседание просвещенцев, в котором, кроме упомянутых лиц, приняли участие некоторые руководители районных служб и ведомств.
Анализ того, как учили школьников культуре мышления в истекшем году, о результатах совместной деятельности всех заинтересованных сторон по выполнению государственной программы «Развитие образования на 2014‑2020 годы» сделал начальник управления образования П. Г. Гонцул.

Итоги экзаменов

Значительная часть доклада была посвящена итогам экзаменов в 9 и 11 классах, по которым, как правило, и оценивают работу образовательного учреждения. Хотя, заметим, есть достаточно много противников такого подхода к оценке работы школы.
«На территории района документ о полном общем среднем образовании получили все 108 выпускников школ, 17 из них награждены медалью «За особые успехи в учении», – сказал докладчик. – Результаты экзаменов по обязательным предметам, русскому языку и математике, существенно выше аналогичных показателей прошлого года. Средний балл по русскому языку в нынешнем году 56,5 против 50 в прошлом. Самыми предпочитаемыми предметами по выбору стали биология, география, физика и обществознание. Вместе с тем докладчик обратил внимание организаторов образования на низкие качественные показатели, а также на то, что достаточно много выпускников не сумели преодолеть минимальный порог по предмету, который сами же и выбрали для сдачи экзамена по нему.

Что касается экзаменов за курс основной школы – все выпускники получили документ об образовании, причем 18 из 246 – аттестат особого образца.
«Приведенные показатели свидетельствуют о необходимости подробного анализа используемых методических, информационных и других ресурсов для построения образовательного маршрута каждого школьника. Поэтому одним из основных направлений деятельности педагогических коллективов школ, методических объединений учителей должна стать разработка практических шагов по повышению качества подготовки выпускников», – завершил П. Г. Гонцул эту часть своего доклада.

Результат образования – не только баллы и цифры

Это еще и способность ребенка применять полученные знания, и не только на уроке. Интеллектуальные состязания разного уровня и масштаба – это, в частности, тоже показатель культуры мышления, умения применять полученные знания на практике.
«Особое место среди интеллектуальных конкурсов занимает Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам, – сказал докладчик. – В муниципальном этапе этой олимпиады приняли участие 543 школьника, из них 77 стали призерами и победителями. 12 школьников участвовали в региональном этапе. Результат – два призовых места (Тукузская школа, родной язык). Начальник управления образования обратил внимание участников пленарного заседания на совершенствование работы с одаренными детьми и, естественно, управление этими изменениями.

Здоровьесбережение

Анализ этого направления работы свидетельствует о достаточно серьезной работе, проводимой в районе по реализации одного из основных требований образовательных стандартов – здоровьесбережения. Докладчик назвал основные пути, по которым идут образовательные учреждения для достижения этой цели. 252 школьника из 2936 участвовали в тестировании и выполнили нормативы комплекса ГТО, 1567 детей из 23 школ были охвачены летней оздоровительной кампанией. В то же время докладчик выразил озабоченность тем, что значительную часть своего времени многие дети проводят перед телевизором, компьютером, и рекомендовал более тщательно продумывать организацию внеурочной занятости школьников, а также изыскать возможности включения школьников и их семей в активную полезную деятельность.

Кадры

Особое внимание докладчик уделил проблеме педагогических кадров, совершенствования их профессионального мастерства. В образовательных учреждениях района в настоящее время работают 403 педагога, высшую квалификационную категорию из них имеют 36 человек, первую – 195. Кадровый состав на протяжении нескольких лет остается стабильным.

Преподавание предметов учебного плана в основном обеспечено специалистами соответствующей квалификации. «В 2016‑20 17 учебном году управление образования повышению профессионализма педагогов, развитию форм поощрения работников, мотивации их труда уделяло особое внимание, – сказал П. Г. Гонцул. – В основу курсовой профессиональной подготовки была положена диагностика дефицитов предметной компетентности, проведенная в октябре 2016 года. Итоговым же продуктом слушателей курсов явилась защита и реализация индивидуального образовательного проекта».

По активности участия в конкурсах педагогического мастерства докладчик выделил Бегишевскую среднюю школу, преподаватель которой, Марина Александровна Сургучевских, достойно представила вагайское учительство на региональном этапе конкурса. Докладчик попенял некоторым школам на их пассивность в использовании этой формы повышения педагогической культуры коллег и порекомендовал «разработать систему мер по повышению мотивации педагогов, необходимой как для прохождения процедуры аттестации, так и участия в различных профессиональных конкурсах».

Подготовка школ к началу нового учебного года

Приведение зданий школ в соответствие с требованиями законодательных и нормативно-правовых актов докладчик назвал «одним из приоритетных направлений деятельности муниципальной системы образования».

Уже 11 августа все образовательные учреждения прошли серьезную проверку соответствующих служб на предмет их готовности к началу нового учебного года. Совместными усилиями администрации района, педагогических коллективов школ, родительской общественности во всех школах созданы комфортные и безопасные условия для всех участников образовательного процесса, сказал Петр Георгиевич. Проведение капитального ремонта Птицкой средней школы потребовало 28 млн рублей, на мелкий ремонт других школ потрачено 4 млн рублей, на обновление учебно-материальной базы Птицкой и Тукузской школ – 22 млн. В нынешнем году в новое школьное здание вошли учащиеся Тукузской средней школы.

«Выражаю огромную благодарность всем, кто так или иначе принял участие в ремонте и оснащении образовательных учреждений. Отдельное спасибо руководителям, педагогическим коллективам и родителям, участвовавшим в подготовке школ и детских садов к новому учебному году», – сказал докладчик.

Заключение

«Любое образовательное учреждение – это особый мир, в котором пересекаются интересы родителей, детей, учителей, воспитателей, других работников. Мы должны сделать все, чтобы ребенку в любой школе, детском саду было бы комфортно, безопасно, чтобы в свою школу или детский сад он шел с радостью. Мы должны создать атмосферу доброты, уважения ко всем участникам образовательного процесса. Хотя прекрасно сознаем и понимаем, что есть проблемы, но вместе с тем мы должны переступить через все сложности ради одного – личности ребенка», – завершил свое выступление докладчик.
В последующих выступлениях руководителей школ и педагогов проанализирована работа по реализации новых проектов, связанных с подготовкой школьников к выбору профессии, необходимой нашему региону, кроме того, рассмотрены вопросы, продиктованные работой в условиях реорганизации школьной сети, а также проблемы поиска оптимальных путей и способов решения учебно-воспитательных задач в условиях проводимого реформирования системы образования.

Затем участников форума с наступившим учебным годом поздравил Ю. М. Конев, пожелав педагогам новых достижений и успехов в их благородном деле. Большой педсовет завершился награждением ряда педагогических работников Почетной грамотой министерства образования и науки, главы региона В. В. Якушева и главы района Р. Ф. Сунгатулина.

С некоторыми из тем выступлений педагогов на пленарном заседании районная газета познакомит своих читателей в последующих номерах.

Автор: Ишмухамет ГАЙСИН