Медиакарта
22:10 | 19 сентября 2018

Погода в Тюмени °С

Портал СМИ Тюменской области

Тюменское образование: на пороге прорыва?

01:00 | 19 октября 2017

В этой школе учеников просят убрать с парт не мобильные телефоны, а кубик Рубрика. На мобильники запрета нет — ими ребята вовсю пользуются на уроках. Зелёная стена, ящик для сбора отработанных батареек, сцена в актовом зале, технология затемнения окон, дизайн столовой — всё это не просто школьный интерьер и оборудование, а результаты совместных исследовательских проектов учеников и педагогов.

Другая планета

Физико-математическая школа (ФМШ), где, собственно, и началось октябрьское выездное заседание комитета по социальной политике Тюменской областной Думы по теме «Подготовка высококвалифицированных кадров», — словно другая планета, так не похоже это учебное учреждение на традиционные школы. Общежитие для иногородних ребят напоминает отель, школьная столовая — модное молодежное кафе, инновационные магнитные доски в классных комнатах, названных именами известных личностей (кабинет Пастернака, кабинет Лейбница), антропоморфные роботы, нейропилотируемая техника, 3D-сканер… На выбор можно изучать не только английский и немецкий, но и французский, китайский и испанский.

Со дня открытия школы прошло всего три года, а знаменитая гимназия № 239 Санкт-Петербурга считает тюменцев своими конкурентами. По результатам государственной аттестации ФМШ занимает 7-е место в стране, ее ученики — в числе лучших по физике, математике, информатике… Как рассказала директор Наталья Фомичева, сегодня в школе учатся 300 ребят (а проектная мощность рассчитана на 600 человек), в том числе школьники из Ишима, Тобольска и автономных округов.

Но, пожалуй, главное отличие ФМШ — методика обучения. Многие из учеников занимаются по индивидуальным учебным модулям: например, для школьников, которые участвуют в программе «Сириус» (это образовательный центр в городе Сочи, он создан на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе президента В.В. Путина), постоянно уезжают на олимпиады и конкурсы, работают над своими проектами, сложно сформировать иное расписание уроков. Тематика их проектов — совсем не детская и удивила даже региональных парламентариев. Это и разработка кремнийорганической жидкости для дешевой, но эффективной обработки музейных артефактов из металла, и устройство для сохранной перевозки картофеля, и поиск удобрения для агропромышленного комплекса, и роботизированная техника для ремонта небольших повреждений дорожного полотна… Правда, «ботаники» не замыкаются на научных исследованиях и уроках, они ходят в бассейн, учатся танцевать, чтобы иметь успех на школьном балу, участвуют в спектаклях… А самое главное, по словам директора, за три года школа превратилась в настоящую семью!

И неужели эти продвинутые ребята останутся в Тюмени, не рванут покорять столицу? Директор департамента образования Тюменской области Алексей Райдер заверил, что предпринимается немало усилий, чтобы они продолжили обучение в Тюмени. Для этого даже несколько переформатируются программы института информатики и математики ТюмГУ:

— Ребята химико-биологического направления ориентированы поступать в Тюменский индустриальный университет и в дальнейшем работать с крупными компаниями области. Не ручаюсь, что они не поменяют планы, но мы готовим программу последующего закрепления и трудоустройства выпускников ФМШ. Надеемся, что ребята смогут повысить конкурентоспособность местных и российских вузов.

Вперед с WorldSkills

Следующий пункт остановки выездного заседания — Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса. Сегодня он имеет статус межрегионального центра компетенций (в области искусства, дизайна и сферы услуг), где реализуется подготовка по таким специальностям из списка ТОП-50, как графический дизайнер, косметолог, парикмахер, повар-кондитер, специалист по гостеприимству.

Еще одна из ипостасей техникума — тренировочный учебный центр по подготовке кадров к конкурсу WorldSkills. Один из корпусов учебного учреждения оборудован всем необходимым для оттачивания навыков в указанных сферах.

Классы для поваров и кондитеров — это самые настоящие рабочие кухни и кондитерские цеха, в которых студенты практически с первых недель обучения приступают к практическим занятиям, а не спустя полгода, как это было раньше. Оснащение рабочих мест полностью соответствует международным стандартам WorldSkills. Как замечает директор техникума Марина Галанина, новшествами довольны и работодатели, которые тоже поняли, как в идеале должно быть оснащено рабочее место:

— Прежде они просто жаловались на некачественно подготовленные кадры. Но когда мы спрашивали их: покажите, как необходимо оборудовать рабочее место, они не могли дать конкретный ответ.

По такому же принципу оснащены и тренинговые кабинеты по другим направлениям: «дошкольное воспитание», «парикмахерское искусство», «прикладная эстетика» и другие. Важная задача учебных занятий и тренировок — довести действия будущих специалистов до автоматизма.

По словам Алексея Райдера, участие центра в федеральной программе позволило иначе взглянуть на подготовку кадров в сфере среднего специального образования в Тюменской области. Марина Галанина уверена: приобщение к WorldSkills подтолкнуло систему среднего профессионального образования к развитию. И одна из важных его задач сегодня — разработка системы опережающей подготовки кадров.

Новые платформы ТюмГУ

Тюменский государственный университет (последняя остановка депутатов) второй год работает по программе 5-100. За это время в вузе произошло немало изменений: появились 4 новые аудитории мирового уровня, оснащенные мультимедийным оборудованием, трансформируемой мебелью, позволяющей вести занятия в различных форматах, устройствами для синхронного перевода… Созданы инжиниринговый центр, лаборатории, совместно с компанией Mitsubishi Electric открыт Центр промышленной автоматизации… Меняется и социальная инфраструктура: реконструированы несколько учебных корпусов и общежитие.

Меняется и содержательная часть образования: в четырех институтах со второго курса обучения студенты имеют право самостоятельно формировать учебный трек, выбирать дополнительные курсы и элективы, идти по собственному маршруту обучения.

Новое подразделение вуза — Школа перспективных исследований, в основные задачи которой входит удержать тех, кто собирается уехать в Москву или за границу, а также привлечь в вуз новую кровь, чтобы студенты и преподаватели ехали работать и учиться не в вуз как таковой, а для работы над конкретными исследовательскими проектами. Так в университете появятся и новые преподаватели, в том числе из зарубежных стран. Как заверили гостей, такой концепции ни в одном из российских вузов нет…

Политехническая школа, новая образовательная платформа «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа» — по словам ректора Валерия Фалькова, вуз не просто так пошел в нефтегазовую отрасль:

— Во-первых, в Тюмени все вузы так или иначе должны быть немного нефтегазовыми. Во-вторых, мы проанализировали трудоустройство наших выпускников и пришли к выводу, что до 50% из них успешно находят себя в сфере нефти и газа. В итоге наши партнеры предложили нам доработать учебные программы, чтобы точечно готовить специалистов по конкретным профилям.

Подводя итоги выездного заседания, депутат от партии «Единая Россия» Валерий Фальков также отметил:

— Тюмень никогда не была на образовательной карте Советского Союза значимым центром, хотя у нас работали университет, институты, школы. Но за последние 10-15 лет в регионе произошли серьезные преобразования: открыта специализированная школа, тюменский техникум стал участником масштабной программы World Skills и получил звание одного из центров компетенций, университеты становятся генераторами инноваций. Это позволяет говорить, что мы стоим на пороге очень серьезного прорыва. В ближайшие годы Тюмень может стать если не образовательной столицей, то одним из ведущих регионов России в этой сфере. Экономика XXI века — это экономика знаний, соответственно, уровень образования играет ведущую роль. Мы уже переходим от индустриальной формы организации общества и производства в постиндустриальную, где информация, интеллект имеют решающее значение. И вскоре уже не деньги, природные ресурсы и территории, а люди будут главным капиталом и достижением государства. Но это должны быть люди, обладающие большим потенциалом и способные демонстрировать высокую отдачу. И наш регион готов к таким вызовам.

Депутат-единоросс
Ольга Швецова:

— Я завидую тюменской молодежи: у них огромные возможности получить качественное образование. Образовательные учреждения предоставляют для этого все условия. Молодым людям остается лишь делать правильные шаги. Задача законодателей — совершенствовать систему и помогать органам власти в тех мероприятиях, которые направлены на профориентацию и подготовку кадров.

Депутат от КПРФ
Тамара Казанцева:

— Вопрос подготовки высококвалифицированных кадров решается в нашем регионе на должном уровне. Особенно меня поразила физико-математическая школа: все продумано до мелочей. Посмотрите, как взаимодействуют педагоги и ученики, их даже внешне не отличишь друг от друга. Хорошая материальная база и в техникуме. Но обучение стоит еще приблизить к практике. Хотелось бы, чтобы при колледже была парикмахерская для пенсионеров. Необходимы и столовая, и кулинария, в которой ребята могли бы оттачивать мастерство, и одновременно кормить вкусной едой тюменцев.

Депутат от ЛДПР
Глеб Трубин:

— Физико-математическая школа — жемчужина тюменского образования. Дети получают знания в сверхкомфортной обстановке, отличную от других имеют зарплату и педагоги. Это вершина, к которой необходимо приблизить все школы нашего региона, особенно в отдаленных городах и селах.

Депутат от партии «Единая Россия»
Владимир Ермолаев:

— Конечно, меня приятно удивили учебные заведения, в которых мы побывали. О том, какие разительные перемены произошли, я могу судить по техникуму, в котором приходилось бывать в студенческую пору. Можно только позавидовать нынешним школьникам и студентам и сказать спасибо за созданные условия. А на экскурсии в физико-математической школе я жалел только о том, что рано родился.

Депутат-единоросс
Елена Кашкарова:

— Настолько сильные впечатления возникают от знакомства как с оснащением школы, так и с организацией учебного пространства и образовательного процесса… А общение с педагогами вселяет уверенность, что они способны не только дать детям новые знания, но и развить имеющиеся у них способности.

Заместитель председателя Тюменской областной Думы
Виктор Рейн:

— Мы вышли на подготовку кадров нового качества. Школы, среднее профессиональное образование, высшая школа — мы увидели, насколько они друг друга дополняют и выводят образование региона на другой уровень. Процесс обучения стал очень интересным. Учатся не только школьные педагоги, но и профессорско-преподавательский состав вузов. Но есть опасность, что за цифровыми технологиями могут быть позабыты навыки коммуникации. Например, уже сегодня утрачивается контакт между врачом и пациентом. Этого не стоит допускать.

Фото Аркадия Лукьяненко.

Автор: Валерия Кабакова