Медиакарта
1:41 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Когда дерутся петухи

Ближе к весне напрягать мозг совсем не хочется. Сейчас бы, в эту самую минуту, расслабиться на мягком пуфе, ногу на ногу, клубничный коктейль с четвертинками сочных ягод в руку, а для головы и глаз – что-нибудь легкое, не раздражающее… Ироничный фильм иль комедийную постановку. Последней, кстати, расширил свой репертуар Тюменский драматический театр. Туда, заметим, ходят без коктейлей, а в креслах сидят чинно-благородно, без вольностей.

Безумный день, или Женитьба Фигаро» – бессмертную комедию великого Бомарше – по всему миру ставят довольно часто. Замахнулся на нее и Андрей Лапиков – второй режиссер драмтеатра. Что получилось? Вердикт вынесет время: коль полюбится спектакль, быть ему в афише годы, коли слабым зритель назовет – растает, забудется, как снег мартовский. На первом же показе было и смешно, и грустно. Смех в нас разбудили не умеющий сердиться домоуправитель Фигаро (Сергей Скобелев), на попугая смахивающий судья Бридуазон (Андрей Волошенко), деловитый доктор Бартоло (Сергей Кутьмин) и «не просыхающий» садовник Антонио (Валерий Рябков). Чисто мужская компания!

А грустно оттого, что вчетвером вытягивать комедийные два часа сорок минут ой как непросто. Причем трое последних по сюжету появлялись на сцене нечасто. Выходит, лямку трудовую случай одному лишь Фигаро благословил. Уж так, видимо, сам папа Бомарше распорядился. Быть и тут и там, не уметь сердиться, влюбляться, играть, порхать, строить интриги, убегать, догонять, пыль вокруг поднимать – много дел у Скобелева. Да и ритм спектакль приобретал лишь в те моменты, когда тот на сцене появлялся. «Господи, да он рожден быть царедворцем»! Как заметил еще один интриган Базиль (Сергей Белозерских), из всех серьезных дел самое шуточное – это брак. Так оно и вышло.

В доме графа Альмавивы (Геннадий Баширов), охочего до юных кокеток, – большие хлопоты. Все готовятся к свадьбе домоуправителя Фигаро и камеристки графини Сюзанны (Евгения Казакова). Готовиться-то готовятся, но последнее слово – за хозяином. Фигаро получит жену-красавицу с богатым приданым, если уступит графу феодальное «право первой ночи». Ежели воспротивится, не увидит Сюзон никогда – Альмавива направит его дипломатическим курьером в Лондон. Что делать? Только на изобретательность свою надеяться! Короче, влезть в «шкуру отчаянного нахала». За один день (но какой!) дом Альмавивы превратился в настоящий театр! Здесь и переодевания (Сюзанна и графиня, которую сыграла Диана Быстрицкая, меняются платьями, пажа Керубино – роль Романа Ишимова – наряжают то солдатом, то девушкой), и занавес, за которым скрываются лицедеи, и прятки в укромных уголках, и интриги с записками, и полет над сценой, и обретение семьи (как в лучшем фильме Болливуда: «У тебя родинка? На лопатке? Да ты мой потерянный сын!»). Театр Фигаро на сцене драмтеатра – ловко придумано.

Что действительно понравилось, так это декорации. Сценография Алексея Паненкова редко вызывает вопросы. Все по-театральному: античные колонны; золотые листья, из которых впору в финале актерам венки сплести; подушки-гиганты, на которых сидят, за которыми прячутся, которыми кидаются друг в друга; уже упомянутый мини-занавес, выталкивающий к зрителям толпу развеселой альмавивской прислуги и проглатывающий то Фигаро, а то Сюзанну. В общем, все соответствует замыслу слуги-пройдохи: жениться, взять приданое, но обмануть развратного хозяина. И в этом Фигаро успешно помогли графиня и Сюзанна (кстати, Евгении Казаковой, ее сыгравшей, нужно медаль за физическую выдержку дать – почти три часа быстро бегать, прыгать, танцевать на каблуках высоких не каждому дано).

Бомарше как в воду глядел. Некоторые фразы ну очень современны: – Это вы нас будете судить? – А иначе зачем я покупал эту должность? Правда, лучше б должности бесплатно раздавали… Бомарше как в воду глядел. Там, где женщина-красавица, нет места покою. Недаром на театральной программке драчливые петушки в куче перьев отпечатаны, а в ходе самого спектакля прислуга (в париках, на опушившихся одуванчиков смахивающих) танцует с длинными шестами, на верхушках которых тоже яркие петухи и маскарадные ленты.

Бомарше как в воду глядел. Создавая своего Фигаро, он заранее обрекал актеров, его играющих, на… большую работу и большой успех. Пусть эта роль станет для Сергея Скобелева еще одной звездной ролью. И пусть зритель и время решат, достойна ли премьера февраля 2010 года жить в афишах и программках.

Ирина НИКИТИНА Фото Валерия БЫЧКОВА