Продолжение.
Начало в №№ 2014 года 73-74, 83-84, 85-86, 91-92; 2015 года - 3-4; 45-46; 47-48; 57-58; 59-60, 73-74; 75-76; 2016 года - 24, 31, 41, 44, 52.
Части 1-й бригады, пройдя перешеек озер Черное и Щучье, заняли д.Лебяжье. На их участке отступали белые Уфимские драгунский и кирасирский полки, оба по 4 эскадрона, по 40-50 сабель в каждом. Со слов пленных, другие два полка дивизии – Уфимские уланский и гусарский, уже были отведены на с. Калмацкое. На участке 2-й бригады Томина, двигавшийся в авангарде 265-й Уральский полк с 2-й Красноуфимской батареей, выступил из д. Зимовье Кизакское (Кизак) в д. Зимовье Кайнакское. За ним в д. Верхнеманайское уже подходили колонны Нарвского полка «Красных гусар». С 11 по 28 октября 1919 года он потерял 1 убитым и 3 раненными.
На левом фланге дивизии красный 266-й имени Малышева полк с двумя орудиями 1-й Кронштадской батареи и 4-м Петроградским кавдивизионом двигался из д. Зимовье Кайнакское в д. Кайнак. Находившийся в резерве 267-й Горный полк с 3-й Красноуфимской батареей выступил из с. Кизак в д. Нижнеманайское. 1-й взвод 1-й Кронштадской батареи находился в резерве в д. Бердюгино.
По сути, вся бригада теперь двигалась на восток по единственной среди болот дороге. Отступавшая здесь белая 4-я Сибирская дивизия находилась на линии д. Чиркова – с. Армизонское – д.Глубокая – д.Гоглино. Во фланг ей выходили части красной 3-й бригады Брока. Наступавший в ее авангарде 270-й Белорецкий полк с 3-м Уфимским кавдивизионом и 5-й Белорецкой батареей на рассвете выступил из д. Козловка. После полудня, сбивая белые арьергарды, он с боем занял д.д. Одино, Вьялково и Бердюгино, взяв пленных 14-го, 15-го и 16-го полков из состава 4-й Сибирской дивизии. С их слов, отступающие белые части здесь поддерживала батарея из двух трехдюймовых орудий. Но особая удача выпала в этот день на долю 269-го Богоявленско-Архангельского полка. Выступив на рассвете из д. Селезнево, он прошел д. Прохорово, откуда повернул на восток. После небольшой перестрелки, красноармейцы прошли д. Жиряки и, развивая наступление, к полудню с боем заняли д. Зубарево, где белые оказали упорное сопротивление при поддержке огня артиллерии. Левый фланг красного полка наступал на д. Меньщиково. Сюда же из д. Гоглино всю ночь выдвигались 2-й и 3-й батальоны 2-го Штурмового полка. Они должны были занять позицию и прикрыть отход белой Сводной Сибирской дивизии на линию д. Няшино – с. Шебалино. Правда, батальонами они были скорее лишь по названию. Так, 3-й батальон насчитывал всего 82 человека (в том числе 18 конных разведчиков). Красноармейцам удалось первыми заметить подходившую малочисленную белую колонну. Стремительно обойдя с тыла, они, пользуясь местностью, окружили белых солдат. Как докладывал спасшийся командир 2-го батальона, пробиться не удалось. Часть белых солдат была перебита, а остальные сдались в плен. Из всего 2-го батальона вырваться удалось только 5 солдатам - пулеметчикам с 1 пулеметом. В плен к красным попали 42 солдата из 2-го батальона и весь 3-й батальон, включая 18 конных разведчиков. Были захвачены 2 кухни. Всего в плен был взят 121 солдат, а также офицеры:
1) командир батальона, штабс-капитан Миропольский Александр Георгиевич, уроженец Екатеринбургской губернии;
2) адъютант 3-го батальона подпоручик Паняев Иван, Мокроусовская волость, д. Панаево;
3) прапорщик Коряков Александр;
4) начальник команды конных разведчиков 2-го Штурмового полка поручик Затыкин Владимир Иванович, уроженец Камышловского уезда, Рамыльской волости, с. Беляковка,
5) прапорщик Немкин;
6) подпрапорщик Карлаковский.
Теперь от 2-го Штурмового полка остался только 1-й батальон в количестве 40 - 50 штыков. 1-й Штурмовой полк насчитывал 130-150 штыков, а 71-й Сибирский – 40 - 50 штыков. Дивизия, по сути, представляла собой батальон. Сводный Сибирский артдивизион насчитывал 2 легких (5 орудий) батареи, недавно прибывшую из Омска и не бывшую еще в боях гаубичную батарею пятидюймовых орудий и 1 тяжелую (2 шестидюймовых орудия) батарею. Тяжелые 6-дюймовые орудия принадлежали приданному Южной группе Отдельному тяжелому артдивизиону под командованием Муфеля. Он был разделен побатарейно и придан дивизиям. Взятые в плен офицеры еще раз подтвердили, что белая 18-я Сибирская дивизия из-за больших потерь отведена в тыл - в с. Истошное - на пополнение. Двигавшийся в резерве 268-й Уральский полк, выступив из д. Семискуль, к вечеру прошел д. Дресва (Гнилая) и остановился на ночлег в д. Жиряки.
В это время до наступающих красноармейцев, со слов возвращавшихся от белых крестьян-подводчиков, дошли слухи о том, что впереди, в районе с. Бутырино, д. Воробьево, с. Уктуз и д. Гагарино, белые сильно укрепились окопами с проволочными заграждениями. Узнав об этом, красное командование предположило, что противник отходит именно на эту линию. 28 октября 1919 года на правом фланге 30-й дивизии, 264-й Верхнеуральский полк вышел из дефиле озер Черное и Щучье. К вечеру колонна красноармейцев заняла д.д. Полое и Комлево (Сухая). Южнее двигались остальные части 1-й бригады Грязнова. А полки 2-й бригады Томина, казалось, безвылазно застряли среди болот и трясин. Они двигались на восток по единственной дороге ведущей через д. Зимовье Кайнакское. От беспрерывно проходивших по ней воинских частей дорога размокла, превратилась в вязкую, а местами в жидкую грязь. Ноги на ней сразу промокали, в сапогах хлюпала холодная вода. Усталые люди шли в грязных, набухших до колен шинелях, волоча пулеметы и нарушив строй. Последним из с. Нижнеманайского шел в этот день 267-й Горный полк. И хотя все движение шло без боя, люди были измотаны, как ни в одном сражении. Впереди них, на восток наступали полки 3-й бригады Брока. К вечеру ее 269-й Богоявленско-Архангельский полк занял д.д. Гоглино и Глубокая. 270-й Белорецкий полк с боем занял д. Ярискуль, отбросив прикрывавший отход белый 15-й Курганский полк. К вечеру полк остановился на ночлег в д.д. Снегирево и Песчаная. Основные силы 4-й Сибирской дивизии отступали в это время через с. Шебалино к д. Заозерская и с. Истошино. Все направленное в дивизию из г. Ишима пополнение в количестве 200 человек попало в плен к красным. Резервный 268-й Уральский полк перешел в д.д. Меньшиково, Яровая и Семискуль. За день частями бригады было взято 10 пленных.
29 октября 1919 года штаб 3-й Красной Армии приказал начдиву Сергееву со своими частями к 4 ноября 1919 года занять переправы на реке Ишим, на участке сел Красноярская - Ларихинское. Сам же начдив Сергеев ставил перед бригадами задачи: 1-й - выйти на линию д. Бутырино - д. Старорямово, 3-й - достичь линии д. Торопово, 2-й – занять д. Ср. Чирково. Особо обращалось внимание на необходимость разведки района д.д. Воробьево, Гагарино и с. Бердюжье, которые, по слухам, были сильно укреплены.
Исполняя приказ, 264-й Верхнеуральский полк занял в этот день с утра с. Калмацское. После полудня он выбил белых кавалеристов из д. Новорямово, захватив пленных из 1-го Штурмового, Уфимских уланского, гусарского и драгунского полков. Со слов пленных, их части отступали по всему фронту, оставив в прикрытие 1-й Штурмовой и Уфимский уланский полки. Вся 2-я Уфимская кавалерийская и Сводная Сибирская дивизии отходили на с. Бердюжье. Впереди них, из с. Бердюжье через д. Воробьево, отступала на восток 18-я Сибирская дивизия, двигаясь на с.с. Пеган и Окуневское. По показаниям пленных, все белые полки были очень малочисленны. Так, 1-й Штурмовой полк под командованием штабс-капитана Флоринского, насчитывал в своих рядах всего лишь 40-50 штыков (не считая, правда, команды пулеметчиков и связистов), 12 офицеров и 4 - 5 пулеметов. Командир Уфимского уланского кавполка полковник Дегтярев на днях вообще уехал в тыл, оставив командовать частью корнета Левтиновского. Весь его полк насчитывал не более 100 сабель и 6 пулеметов. Еще меньше была численность остальных полков. Уфимский гусарский, под командованием полковника Русского, насчитывал 80 сабель, 8 - 10 офицеров и 5 - 7 пулеметов, а Уфимский драгунский – 80 - 90 сабель и 3 - 5 пулеметов. В Уфимском конно-артиллерийском дивизионе оставалось всего 2 легких орудия.…На дворе свистел острый ветер и шел мелкий холодный дождь. Воинские колонны шли по размокшей грязи, помогая лошадям вытаскивать попавшие в рытвину колеса телег. Красные части 2-й бригады Томина, продравшись сквозь болота, в этот день наконец-то достигли д. Плоская (266-й имени Малышева полк, артвзвод и штаб Томина), взяли после перестрелки с белой конницей д.д. Иванова и Сев .Дубровная (267-й Горный полк и артвзвод), д. Зимовье Кайнакское (265-й Уральский полк). Болота кончились… Почуяв твердую почву, обозы двинулись быстрее, втягиваясь на взгорья, заросшие ельником. Где-то впереди нее, от д. Шаньгина на д. Крашенево, отступала белая 3-я Иркутская дивизия.
На участке 3-й бригады Брока 269-й Богоявленско-Архангельский полк выступил из д.д. Гоглино и Глубокая по дороге на д. Орлово. 270-й Белорецкий полк из д. Снегирево наступал на с. Шебалино, оттеснив арьергарды белых на линию д. Заплатино – Полозаозерье. За ним, из д.д. Яровая и Семискуль, двигался резервный 268-й Уральский полк.
В этот день, на участке бригады у с. Армизонское линию фронта перешли и сдались 20 белых солдат-перебежчиков. Отступавшие части 4-й Сибирской дивизии (13-й Омский и 15-й Курганский полки), с утра 29 октября 1919 года, прикрывали отход главных сил на линии оз. Рямово – с. Шабалино – заимка Белое. 14-й Иртышский полк в это время отступал в д. Полозаозерье, а 16-й Ишимский полк - в д. Гагарина. Южнее части Конной группы оборонялись у д. Песьяное (в 3 километрах западнее д. Старорямово), а Златоустовско-Красноуфимская бригада отошла на линию оз. Полдневное – оз. Переймы.
Вот так и закончились последние бои на армизонской земле...
Окончание следует...