Медиакарта
19:18 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ракия знает секрет

11:10 | 26 октября 2017

Добрая улыбка, какая-то неземная. Глаза ясные-ясные, а внутри, говорят близкие, моторчик встроен – ни минуты покоя, ни грамма хандры. Ракию Аюпову в деревеньке Шамша близ Полуяновой уже больше полувека называют примером для подражания. А сама она, искренне не понимая, чего в ней такого особенного, охотно согласилась принять нас в гости.

– Нет, это мне по паспорту 82, а на самом деле я гора-аздо моложе, – смеётся бабушка. – Чего бы вам рассказать?

Ракия Альмушевна такого внимания к себе не ожидала и выбиваться из плотного рабочего графика не собиралась. Покормить своих одиннадцать козочек, проверить Тамару с Мартой – корову с телёнком, приготовить творог – да мало ли дел?

– Мама совсем не присядет, – подключилась к разговору дочь Роза Сабировна. – Как привыкла на ферме трудиться, так до сих пор учит детей и внуков, что движение – это и есть жизнь. Страшные испытания выпали на её долю в молодости, другой бы лапки сложил, а она выстояла – все кругом удивляются.

Супруги Аюповы обосно-вались в Шамше в 1955-ом. Молодые и счастливые выстроили своими руками большой дом – руки у Сабира золотые были, обзавелись скотом, наладили хозяйство. Глава семьи на хорошем счету в Полуяновском колхозе значился, толкового механизатора в 1963 году даже в Москву на ВДНХ пригласили, медалью как лучшего работника наградили. Один за другим стали появляться детки – две дочки, два сына.

А в мае 1964-го, когда младшенькому всего полтора исполнилось, жизнь Ракии разделилась на «до» и «после». В 32 года Сабир погиб на рабочем месте при странных обстоятельствах – теперь только догадываться можно, как такое могло случиться.

– Я до мая того всё болела, – почти шёпотом вспоминает Ракия Альмушевна. – Казалось, сил ни на что нет, могла днями недомогать – хоть и 29 всего было. А тут как встрепенулась – когда же мне плакать то? Дрова надо, сено надо, маленьких кормить надо! Брать себя в руки – другого решения нет.

На ферму новенькую приняли сначала разнорабочей, потом в доярки перевели. О выходных или больничных в то время никто и мечтать не мог. Уйдёшь – ещё темно, вернёшься – снова сумерки. С ребятишками Ракие помогала бабушка, подрастила немного и совсем сдала.

– Ночью я хлопотала по хозяйству, – вернулась в прошлое моя собеседница. – Стирала, готовила, собирала деток в школу. Когда спала? Даже не знаю, отдыхала ли…

Дочка вспоминает, как поутру, ещё до пробуждения братьев и сестёр, их уже ждал вкусный завтрак на столе, да не простенький какой, а с вкусной маминой стряпнёй. Нужды Аюповы не знали, напротив, ребятишек всё удивляло, когда к ним обращались за какой-нибудь помощью соседи.

– У меня только одна мечта была – детей вырастить, дать им всё, чтобы стали хорошими людьми, – говорит Ракия Альмушевна. – Думала, вот получат образование, создадут свои семьи, тогда успокоюсь.

Каждый из четырёх её кровиночек стал профессионалом и заботливым семьянином – как и желало когда-то материнское сердце. Все вместе они каждые выходные навещают свою родную. Роза Сабировна смеётся, что внуки просят бабулю отдохнуть или хотя бы просто перестать делать тяжёлую работу – например, траву косить или картошку копать. А ей всё нипочём: мол, дал бог сил – грех отлынивать.

– Теперь чего жаловаться, – провожала нас бабушка Ракия. – Делать-то нечего: ни гусей, ни куриц. Немного овечек да Тамара с Мартой. Нет-нет, да спрошу дочку: «Может, заведём ещё какую живность?» Но она не разрешает, переживает за меня.

В сентябре Ракия Альмушевна участвовала в районном смотре-конкурсе «Ветеранское подворье». В номинации «Животноводство» ей, примеру для подражания, равных не нашлось. Вот такой он, моторчик этот – ни минуты покоя, ни грамма хандры.

Автор: Анна Хребтова, Тимур Карымов (фото)