Ишимские школьники открыли новый учебный год чередой научных успехов.
IT-технологии и роботы на службу людям
Второй год работает в Ишиме на базе школы № 8 «АйТи Лаборатория» и второй раз воспитанники учителя информатики Олега Леонидовича Цвырко привозят дипломы с областного чемпионата по программированию и робототехнике, который проводится в рамках ежегодного Всероссийского форума «Инфотех» в Тюмени. Нынче юные программисты из Ишима представили две разработки в области информационных технологий.
Ученик школы № 5 Александр Литвиненко узнал об «АйТи Лабе» от одноклассника и вот уже полгода посещает занятия. «Раньше я не особенно увлекался программированием, но оказалось, это очень интересно. Отлично, что школьники нашего города имеют возможность получать навыки, востребованные в мире современных профессий», – признаётся школьник. Результатом работы Александра стало мобильное приложение на базе Android «Справочник формул по физике для 7 класса», которое можно установить на телефон или компьютер. Пришлось несколько недель напряжённо поработать, но оно того стоило.
– Это удобнее, чем рыться в учебниках, в XXI веке нужно пользоваться современными возможностями, – считает девятиклассник. – Я и сам пользуюсь этой программой для решения задач по физике.
Новичок чемпионата успешно защитил разработку и получил диплом участника. Теперь планирует под руководством наставника развивать программу – добавлять формулы из учебников за 8–10 классы, совершенствовать калькулятор.
Девятиклассник школы № 8 Владислав Баранов представил на суд жюри программный модуль «Обработка изображения растений на базе нейронных сетей». Это одно из направлений командного проекта «Комплекс биолога», который воспитанники «АйТи Лаба» представляли на чемпионате в прошлом году.
– Модуль позволяет по фотографии растений определить, что это за растение, к какому классу и виду принадлежит. Проект довольно трудоёмкий, работаю над ним около года. Нейронную сеть нужно совершенствовать, поэтому в дальнейших планах – запустить приложение на «Плеймаркет» и добавить функции, чтобы пользователи могли сами обучать программу, – рассказал школьник.
Жюри высоко оценило проект, с чемпионата Владислав Баранов вернулся с дипломом финалиста 2 степени.
– Конкуренция на данном мероприятии довольно жёсткая, поэтому нашим ребятам приходится быть на порядок выше соперников, каждый раз доказывать, что и на периферии есть талантливые школьники в IT-сфере. И они успешно с этим справляются, – похвалил воспитанников Олег Цвырко.
По словам руководителя «АйТи Лаба», все ученики (а это около 70 ишимских школьников) старательные, усидчивые, все стремятся к успеху. Сейчас в копилке лаборатории немало оригинальных проектов, семь их которых направлено для участия в заочном региональном туре научно-практической конференции «Шаг в будущее».
В секции робототехники на чемпионате Ишим представил другой старшеклассник школы № 8 Рудик Акопян. За свой проект – робот-манипулятор для удалённой работы с веществами, опасными для человека (химическими, взрывчатыми и т.д.), – он удостоен диплома финалиста второй степени.
– Устройство собрано на базе конструктора Arduino Mega. Управление производится с помощью шести потенциометров для манипулятора и двух потенциометров для видеоканала. На полевых испытаниях проводили тесты с химическими препаратами – «рука»-захват работает плавно, без резких движений. Такой робот может заменить человека в недоступных или опасных местах, – говорит юный изобретатель.
Реализовать проект Рудику помогает научный руководитель – программист Валерий Александрович Дюков. Впереди – работа над дальнейшим совершенствованием конструкции: робота нужно перенести на подвижную платформу и перевести на беспроводное управление.
Химия как искусство
А вы ноктюрн сыграть могли бы? Нет, не на флейте водосточных труб, а используя звуки химических реакций. Такие оригинальные творческие задачи предложили нынче участникам регионального химического турнира, который прошёл в начале октября в Тобольске.
Второй раз приняла в нём участие команда «Искатели» из школы № 8 города Ишима. В прошлом году ребята заняли третье место, а нынче вернулись с победой. Своими впечатлениями поделились участники турнира Дарья Ворончихина, Анастасия Менг, Даниил Гилёв, Владимир Яковлев и научный руководитель – учитель химии МАОУ «СОШ № 8» Марина Алексеевна Янышева.
Химический турнир – это командное творческое соревнование для школьников в формате мини-конференции. Участники решают заранее известные задачи «открытого типа» (не имеющие единственно верного решения), после чего составляют презентации и защищают решения в ходе «химических боёв» – доклада с оппонированием и рецензированием.
В этом году темой турнира стала «Химия и искусство». Школьникам было предложено восемь задач, например, с помощью химических реакций определить подлинность античной статуи или записать простую мелодию, предложить состав огнеупорной бумаги и чернил, поменять цвета реакционной смеси в колбе в порядке цветов радуги, предложить возможный механизм двух реакций, которые, протекая, ускоряли бы друг друга, и другие.
Около месяца ушло у «Искателей» на подготовку к турниру, было проведено бессчётное количество химических реакций, изучена масса справочников, перелопачен Интернет в поисках оригинальных и изящных решений. Лишь в одной задаче сомневались юные химики, считая найденное решение слабым. Поэтому капитан команды Владимир Яковлев принял верное решение о стратегическом отказе, что допускалось правилами мероприятия.
– Турнир тем и хорош, что позволяет участникам не просто продемонстрировать знание предмета, но проявить оригинальность мышления, выступить со своей работой перед аудиторией, показать себя в роли оппонента. К победе ведёт масса факторов, в том числе и принятие стратегических решений – капитан должен так распределить ресурсы, назначить докладчиков, оппонентов и рецензентов, чтобы обеспечить команде победу, – считает Владимир Яковлев.
Выступать с докладами выпало Даниилу Гилёву и Дарье Ворончихиной.
Даниил в своей работе ориентировался, как рыба в воде, – ведь ему, вокалисту группы «Робинзон», нужно было составить мелодию с помощью звуков химических реакций.
– Мы записали звуки 25 реакций. Например, треск – реакция спирта с соляной кислотой и марганцовкой, хлопки – взаимодействие водорода с горением, и другие. Это была долгая и кропотливая работа, ведь, чтобы добиться нужных полутонов, пришлось провести множество экспериментов. В итоге получилась «химическая» аранжировка хита середины нулевых «Satisfaction». Очень интересный и необычный опыт для меня как музыканта, – поделился Даниил.
Сложная задача – определить подлинность античной скульптуры химическим путём – досталась Даше Ворончихиной. Увлечённая химией выпускница провела исследование, чем может отличаться древний мрамор от современного, например, патины (поверхностного слоя), и чем придётся пожертвовать, чтобы определить древность скульптуры, и в итоге нашла практичное и легко применимое решение.
Царицей наук считает химию Анастасия Менг. Десятикласснице досталась творческая и очень красивая задача – предложить последовательность реакций, в ходе которых смесь в колбе будет менять цвет в порядке цветов радуги. «Я предложила решение, при котором в основе реакции лежат различные соединения хрома. Но буквально в последний момент перед турниром меня осенило – придумала другое решение, однако из-за нехватки реактивов эксперимент не удался. Для подготовки к Всероссийскому этапу химического турнира планирую довести его до конца и оформить презентацию», – рассказала Настя.
Да, победа в региональном туре подарила «Искателям» право защищать честь Тюменской области на заключительном этапе IV Межрегионального химического турнира, который состоится в феврале 2018 года в Москве.
Высоко оценила старания своих подопечных Марина Алексеевна Янышева, отметив, что в этом году ребята были нацелены на победу. Уверенность в своих силах помогла им обойти сильных соперников из Тюмени и Тобольска. А между тем, по словам учителя, подрастает новая смена юных химиков, которым предстоит защищать честь школы и города в будущих турнирах.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия БАРАНОВА.