С 2005 года в российском календаре появилась ещё одна красная дата, уже в 13-й раз мы отмечаем День народного единства. Но, наверное, не многим известно, что у этого праздника многовековая история.
4 ноября 1612 года (22 октября по старому стилю) наши предки, забыв о разности происхождения, социальном статусе и вероисповедании, сумели объединиться и освободить от иноземных захватчиков Кремль.
Нижегородское ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского с чудотворной иконой Казанской Божией Матери штурмом взяли Китай-город и изгнали польских интервентов. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. С 1649 года было установлено обязательное празднование 4 ноября как Дня благодарности Пресвятой Богородице за помощь в освобождении России от поляков. Этот праздник отмечался вплоть до революции 1917 года и был отменён с приходом к власти большевиков. В церковный календарь дата вошла как празднование Казанской иконы Божией Матери в день избавления страны от польских захватчиков. С тех далёких времён она стала предметом особого почитания.
В чём истинный смысл праздника и что он символизирует? На этот вопрос мы попросили ответить наших читателей.
Зинаида Паршукова, пенсионерка, с. Абалак:
– Это праздник, который призван объединить всех людей, проживающих в многонациональной России, заставить задуматься о своей ответственности за её судьбу. Только у такой страны есть будущее, народ которой помнит и уважает историческое прошлое. К чему приводит беспамятство? – показывают события, которые уже несколько лет творятся на Украине. Как получилось, что веками жившие рядышком народы оказались по разные стороны? Страшно, когда недальновидные политики думают в первую очередь о себе, а не о простых людях. События почти четырёхлетней давности напоминают нам о том, что многое в истории зависит от сознательности, сплочённости и единства народа.
Надежда Репина, ученица 10 класса Байкаловской школы:
– День народного единства – наш праздник, потому что мы верим в свою страну, её силу и мощь. Как и раньше, когда освобождение Москвы в 1612 году объединило весь народ и остановило кровопролитие, так и сейчас мы уверены: наша сила – в единстве. Народное единство должно стать символом современной России. В трудный час мы были всегда вместе, и это помогало победить врагов. И никому никогда не сломить русский дух!
Валентина Субарева, педагог из д. Овсяниковой:
– Мы возвращаемся к осознанию таких важных понятий, как сплочённость, единство народа. Вот что я считаю главными символами праздника. Сегодня, как никогда, нам нужна совместная поддержка и духовное единение. Потому что это сила – это крепость, ведь только благодаря им любой народ может достичь наивысшей точки своего развития.
День народного единства считается сравнительно молодым праздником. Но моя бабушка по отцовской линии Александра Фёдоровна Низовских помнила, как отмечали его до революции в Тобольском районе. Празднование Дня Казанской иконы Божией матери, который православная церковь отмечала 4 ноября, считалось у верующих крестьян особо почитаемой датой.
Бабушка рассказывала о любопытном случае, который произошёл в октябре 1917 года. В Тобольск тогда привезли семью Николая Второго. Поглазеть на царственных особ стекался люд со всех окрестных деревень. В толпе любопытствующих в канун великого праздника оказалась и она, уроженка села Малозоркальцево. В её памяти осталось, как Николай вышел на балкон, один, без домочадцев, был приветлив, как доброжелательно обратился к народу, поздравил с праздником.
Выйдя замуж, бабушка переехала к мужу в деревню Горки. Не раз слышала от местных жителей и родни супруга, как отмечали в начале века этот день. Целыми семьями из большинства населённых пунктов Левобережья, бывшей Кугаевской волости, шли на праздничную службу в церковь в деревню Кугаеву. Потом отправлялись друг к другу в гости, делились душевным теплом. Кстати, о чудодейственной силе иконы рассказывал и мой отец, Павел Гаврилович. Он уходил с ней на фронт, и всегда говорил, что благодаря ей, пройдя страшную войну, вернулся к родному порогу.
Евгений Шваб, директор Малозоркальцевской школы:
– В основе памятного дня православный праздник – Казанской иконы Божией Матери, но не стоит искать в этом попытку подчеркнуть религиозную исключительность православия. Хотя бы потому, что День народного единства был учреждён, как праздник, объединяющий все народы. Но и, конечно же, потому, что в ополчении Минина и Пожарского, взявших штурмом 4 ноября 1612 года Китай-город и изгнавших из Москвы захватчиков, сражались представители различных национальностей, вероисповеданий и сословий. Для всех них было важно освободить столицу единого государства, без которого они не могли представить своей жизни. Важно понимать: это была первая Священная война. Война за Отечество, русское слово, общие земли и историю, за память предков, даже за религию, в некотором смысле общую – православные и мусульмане к тому времени уже достаточно давно жили вместе и с уважением относились к традициям друг друга.
И ещё одно важно – тогда в 1612 году народ не понадеялся на бояр-предателей, не поверил лжедмитриям, не купился на иностранные «пирожки», а сам встал и силой оружия, а затем слова сделал исторический выбор. В пользу независимости, свободы и единства России.
Сегодня в России проживают представители 195 народов и народностей, которые относятся к десяткам религиозных течений. Суть праздника сводится к единству людей разных религий, происхождения и статуса для достижения общей цели – стабильного гражданского мира.