К нам в редакцию пришло письмо от жительницы села Бизино. Женщина сообщает, что отопление в их доме из-за неплательщиков включают лишь на 12 часов в сутки. «Что будет с людьми, ведь дом не новый, да и большинство исправно платит?» – спрашивает автор.
Чтобы разобраться в данной ситуации мы направили запрос на имя руководителя МУП ЖКХ Тобольского района Александра Янке. Коммунальщики сообщили, что тепло в многоквартирный дом по этому адресу подаётся в полном объёме в соответствии с температурным графиком, то есть с 22 сентября «на основании распоряжения администрации Тобольского муниципального района от 14.09.2017 г. № 809». Сами жильцы подтвердили – батареи греют.
Другой запрос мы отправили в прокуратуру района, в котором попросили разъяснить, как законом регламентируются вопросы в сфере ЖКХ, касающиеся ограничения в предоставлении коммунальных услуг.
В письменном ответе прокуратура отметила, что «в соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Росиийской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Порядок ограничения или приостановления предоставления услуг установлены правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утв. постановлением Правительства Росиийской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).»
После следуют разъяснения правил. В частности, коммунальные услуги могут ограничить, если после предупреждения человек не оплатил задолженность или не выполнил соглашение о её погашении. Размер задолженности по одной коммунальной услуге должен превышать сумму двух месячных размеров платы за предоставленную услугу. Это определено пунктами 117, 118 Правил № 354.
Задолженность рассчитывается в зависимости от оплаты предоставляемых коммунальных услуг:
– каждому виду коммунальной услуги в отдельности;
– если потребитель частично оплачивает услуги, в том числе и по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную плату между всеми указанными в платежном документе видами ЖКУ пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. То есть задолженность рассчитывается по каждому виду коммунальной услуги, исходя из частично неоплаченной суммы.
В соответствии с пунктом 119, если иное не установлено федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Потребителю вручат его под расписку или направят по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной коммунальной услуги с предварительным (за трое суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» данного пункта либо при непогашении долга и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги, исполнитель приостанавливает предоставление услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения – с предварительным (за трое суток) письменным извещением потребителя-должника путём вручения ему извещения под расписку.
Таким образом, правила допускают возможность ограничения и приостановления исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, но за исключением отопления и холодного водоснабжения. И не позволяют принимать меры воздействия без предупреждения (уведомления) об этом должника.
Этими же правилами предусмотрен порядок действий потребителя при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении их ненадлежащего качества. Вот какую справку даёт Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области.
При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, исполнитель обязан зарегистрировать в специальном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то он обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан также зарегистрировать в специальном журнале учёта.
При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребителю нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя и установить сей факт. Это обращение может быть подано как в письменной, так и устной форме. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы, который принимает у потребителя заявку, должен сообщить ему свои имя, отчество и фамилию, регистрационный номер заявки и время её приёма. Если сотруднику не известны причины, по которым исполнитель перестал предоставлять услугу или начал предоставлять её ненадлежащего качества, он должен согласовать с потребителем дату и время, когда его квартиру посетят сотрудники исполнителя и удостоверятся в этом.
Время проведения проверки назначается не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения, если с потребителем не согласовывалось иное время. По результатам составляется акт, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). В этом акте указываются нарушения установленных требований к параметрам качества, а также время и дата, когда услуги перестали предоставляться либо начали предоставляться ненадлежащего качества.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.