Медиакарта
11:07 | 19 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Уроки жизни Лидии Бетехтиной

Когда-то Лидия Михайловна Бетехтина училась в школе № 4, была прилежной ученицей, любила историю и немецкий язык. Тщательно выполняла домашние задания и много времени уделяла чтению книг. Окончив школу, неожиданно для себя решила стать учителем. Поступила на филологический факультет Ишимского пединститута. Первые шаги в профессии делала в Ражевской школе, потом устроилась в родную школу, где тридцать пятый учебный год преподаёт русский язык и литературу.

– Стараюсь каждый урок начинать с чего-то необычного, – делится Лидия Михайловна секретами педагогического мастерства. – Например, когда изучаем творчество Марины Цветаевой, приношу с собой засушенную гроздь рябины. Интересуюсь у ребят: «Почему?» Сначала не могут ответить, но, послушав моё повествование о ней, понимают и восклицают: «Рябина – это же символ её судьбы!» Нужно будоражить мысли учеников, чтобы они учились думать и размышлять. Часто провожу нестандартные уроки в форме презентаций, конференций, концертов, заседаний судов. Здесь необходимо свободное владение учебным материалом, чтобы смело вступать в дискуссию и уметь отразить словесную атаку оппонентов. Не каждому это под силу. С пятиклассниками инсценируем басни – так лучше запоминаются. В учительской работе необходимо чёткое планирование, иначе не будет хороших результатов и дисциплины. Каким бы ни был педагогический стаж, к урокам нужно готовиться так, словно в первый раз. Никогда не веду уроки по старым конспектам – скучно. А если скучно мне – значит и детям будет неинтересно. Часто приглашаю родителей на свои уроки. На последнем родительском собрании мама одного из учеников сказала: «Лидия Михайловна объясняет, как будто мажет на кусочек хлеба маслом». Так образно ещё никто не оценивал мою работу.

По словам педагога, несколько лет назад каждый второй её ученик увлекался поэтическим искусством. Она вела для них кружки «Родничок» и «Юный журналист». Оформляли альбомы с авторскими детскими стихами, иллюстрировали их. Стихи многих талантливых ребятишек печатались в местной газете. На кружок «Корни» Лидия Михайловна приглашала голышмановских поэтов, чтобы через их творчество показать ученикам красоту родного края. Раньше школьники много читали, в том числе по примеру своих родителей.

– Современные дети много времени тратят на игры в компьютерах, планшетах и мобильных телефонах, интерес к чтению книг резко снизился, – сетует Л.М. Бетехтина. – Приходится заставлять читать необходимый минимум литературы по школьной программе. Обязательное требование – ведение читательского дневника. Конспектируют и прочитанные произведения за лето. Предпочитаю работать на уроках с бумажными книгами, но не запрещаю пользоваться и электронными. Сама применяю на уроке видеофрагменты и презентации. В качестве домашних заданий ребята готовят сообщения и доклады, используя интернет, но по-прежнему стараюсь приобщать детей и к периодике. Ученики должны быть начитанными, от их эрудированности напрямую зависит успех сдачи ЕГЭ.

Ученики Лидии Михайловны Бетехтиной отличаются крепкими знаниями. Например, у выпускников 2007 года на ЕГЭ по русскому языку не было ни единой тройки. В прошлом году её девятиклассники выдали 76 процентов качества обучения. Педагог говорит, что начинает готовить учеников к экзаменам из урока в урок сразу с пятого класса.

– Я чувствую ответственность перед детьми, поэтому учу так, чтобы родителям не приходилось искать для них репетиторов, – подчеркнула Лидия Михайловна. – Зачем на это тратить деньги из семейного бюджета, если в школе ребёнок может получить знания, причём бесплатно?

Воспитанию Лидия Бетехтина уделяет не меньше внимания, чем учёбе. Старается прививать детям нравственные качества. Как говорил известный писатель Фёдор Абрамов: «Главное – души сохранить». Учит Лидия Михайловна своих учеников быть честными и уметь отвечать за свои поступки, приобщает к труду. Сейчас она – классный руководитель восьмого класса. Стремится быть для учащихся примером во всём: от ухоженной внешности до высоких достижений в работе. В 2006 году Л.М. Бетехтина получила почётную грамоту Министерства образования и науки РФ. Она была поощрена президентской премией в размере ста тысяч рублей. Принимала участие в районном конкурсе профмастерства «Педагог года – 2009», где стала четвёртой. Во втором всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» в Москве занимала второе место. Представляла тему подготовки к ЕГЭ, показывала групповую работу и обучение в сотрудничестве.

Учитель Лидия Бетехтина строгий и требовательный, а дети всегда тянутся к ней, видимо, чувствуют её доброжелательность и жизнелюбие. Говоря об учениках, она несколько раз повторила: «Хочется, чтобы наши ребятишки были счастливыми».

Времени на досуг у педагога остаётся мало, но, как только выдаётся свободная минутка, берёт в руки книгу. Зачитывается стихами Сергея Есенина, а ученики и родители дарят Лидии Михайловне нарисованные или вышитые портреты её любимого поэта. Основным хобби считает выращивание цветов, мастерит икебаны.

Второго ноября Лидия Бетехтина отметила шестидесятилетний юбилей. С днём рождения любимого учителя поздравляют ученики.

Ольга Симанова (Новожилова), выпускница 1981 года, учитель Ражевской школы:

– Помню, как Лидия Михайловна пришла к нам в Ражевскую школу после института, мы учились в девятом классе. Молодая, красивая, интересная, увлечённая своим предметом. Она помогла мне поверить в себя – я была очень робкой. С таким упоением писала сочинение по пьесе «На дне», как мне были близки судьбы и чаяния её героев, что вспоминаю об этом и сейчас с теплотой. Когда Лидия Михайловна уехала в Голышманово, было очень жаль с ней расставаться. Учителем я не мечтала стать, но так случилось: мы – коллеги. Теперь видимся порой. Как при первой с ней встрече в 1979 году, она красива, молода, в глазах огонёк, полна оптимизма.

Наталья Селицкая, выпускница 2001 года, инспектор ГИБДД г. Тюмени:

– В 1994 году, впервые войдя в наш класс, она представилась: «Доброе утро, дети, меня зовут Лидия Михайловна, я буду вашим новым классным руководителем». Я до сих пор помню образы тургеневских барышень, пушкинской Татьяны, Сони Мармеладовой великого Достоевского – имён не счесть! Именно Лидия Михайловна познакомила меня с этими героями отечественной литературы. Я до сих пор готова размышлять о философии Константина Паустовского в его произведении «Корзина с еловыми шишками», а «Тихий Дон» – когда нашему классу было мало 40-минутного урока, и нас, в буквальном смысле, пригвоздило к партам, и не хотелось отрываться от её повествования.

Сергей Паршиков, выпускник 2007 года, офицер инженерных войск Дальневосточного военного округа:

– Находясь далеко от дома, особенно часто вспоминаю мудрые советы Лидии Михайловны. Скрыть от неё что-либо было трудно. Стараюсь ей почаще звонить и всегда с волнением жду её радостного приветствия: «Сергей, как я рада твоему звонку!» Цветы и поздравления для любимого наставника в день рождения – это для меня обязательное правило! Спасибо Вам за то, что учили не только русскому языку, но и жизни, умению находить общий язык с людьми, терпению и целе­устремлённости! Вы всегда радовались моим победам и достижениям, и это тоже помогает мне нести нелёгкую военную службу!

Евгения Алёхина, выпускница 2014 года, студентка Новосибирского медицинского университета:

– Лидия Михайловна научила меня не просто читать литературу, а читать между строк. Это помогло глубже понять внутренний мир героев, я стала рассуждать. А ещё научилась отстаивать свою точку зрения. Мы с Лидией Михайловной часто дискутировали, и это, наверное, одни из самых главных уроков. Я много читала, это помогло мне набрать наивысшие 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку. Те знания и умения, которые я приобрела на уроках русского языка и литературы, при подготовке к олимпиадам, служат мне опорой в освоении такой тонкой науки, как психология.

Фото Алексея БОДРОВА

Автор: Оксана ТИТЕНКО