Медиакарта
3:20 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

За морские родные просторы...

История российской морской пехоты ведётся со времён Петра Первого. Здесь служат самые выносливые, физически подготовленные воины, которые могут выполнять армейские задачи и на суше, и на море.

Виктору Тимофеевичу Пуртову довелось служить на Дальнем Востоке – во Владивостоке и на Камчатке. В 1977 году попал в учебную часть дивизии морской пехоты. Семь месяцев сложнейших тренировок, военной подготовки давались парням не просто. Учились стрелять, мастерски владеть холодным оружием, побеждать врага в рукопашном бою, прыгать с парашютом, хладнокровно выполнять солдатский долг в условиях газовой атаки… Учения проходили серьёзно, скидок на молодость командиры не давали.

В декабре морпехов направили на Камчатку.

– Мы и в письмах домой не могли свободно написать, где служим, как. Только о погоде, о природе, о хорошем самочувствии. Запрещалось многое, – рассказывает Виктор Тимофеевич. – В семидесятые годы ещё свежи были воспоминания о военном конфликте с Китаем на острове Даманском. На Востоке разгоралась война между нашими соседями – Китаем и Вьетнамом.

И не успели морпехи как следует обосноваться, их с Камчатки на боевом «Ан-12» снова перебросили в Приморье, на восточную границу.

– Часть в это время находилась в полной боевой готовности. Командиры, срочники – все на казарменном положении. Учения в части не прекращались, – продолжает вспоминать Виктор Тимофеевич. – Это же тревожно, когда у морских границ страны, в десятимильной зоне от берегов, без конца крутится американский авианосец «Энтерпрайз» с ракетными установками и боевыми самолётами на борту. Отпуск нам тогда не давали из-за сложной политической обстановки у границ.

Виктор был командиром экипажа 122-миллиметрового тяжёлого миномёта. На стрельбищах по сопкам тяжёлое орудие тянули почти на себе, отстреливали мины, вспахивая землю. Осколки разлетались на сотни метров – Виктор однажды даже попал в госпиталь, был ранен, небольшой шрам на лице остался на всю жизнь.

На втором году службы на Камчатке Виктор был назначен в штаб флота водителем. Права он получил ещё до армии, на курсах при военкомате. И когда потребовалось – из Голышманово прислали права парня на край родной земли. Возил командира полка, командующего дивизии, военачальников из Москвы.

За два года службы в морской пехоте сержант Виктор Пуртов был отмечен нагрудным знаком «Отличник ВМФ» за успехи в боевой и политической подготовке. На малую родину в Голышманово его родителям приходили благодарственные письма. Они гордились успехами сына и очень волновались. Отец Тимофей Матвеевич прошёл Великую Отечественную войну, и, как фронтовик, понимал, что происходит на восточных рубежах страны. Как мог, успокаивал жену Валентину Георгиевну. Она ждала сына, как когда-то мужа из армии, с Финской войны, с Великой Отечественной. Позднее оба сына Виктора Пуртова тоже прошли военную службу. Сергей и сейчас служит в МЧС. В десантных войсках служил Вячеслав. Во второй Чеченской военной кампании гвардии рядовой Пуртов погиб, исполняя воинский долг и солдатскую присягу.

Это случилось уже в 2003 году. А Виктор тогда, в конце семидесятых годов, отслужил срочную службу, вернулся в Голышманово. А потом махнул на Север. Десять лет работал на буровых станциях в Карском море. Но, как бы ни привлекала добыча нефти и газа, всё же вернулся домой, в Голышманово. Почти тридцать лет трудился Виктор Тимофеевич в районных электросетях, отсюда и ушёл на заслуженный отдых.

Сколько бы лет ни прошло, он часто вспоминает армейские годы, своих друзей – морских пехотинцев. И на «гражданке» морпехов объединяет служба. С Георгием Осиповым служил в одной дивизии, тесно общается с Александром Шведовым. В этом году служащие Военно-морского флота объединились в морское братство. Для Виктора Тимофеевича армейская служба – нечто большее. За два года службы на границе земли он на деле понял, что такое Родина, отчий дом, патриотизм, воинская дружба. И передал это детям.

Фото Олеси ЗАЗУЛИНОЙ

Автор: Любовь АЛЕКСЕЕВА