В сельской местности можно без труда отыскать нужных людей, даже если не знаешь их точного адреса – названия улицы и номера дома, достаточно назвать фамилию, и первый встречный сразу же даст точные ориентиры. Укажет направление, посоветует, где лучше проехать, куда завернуть, пояснит, как выглядит дом снаружи и в какой цвет окрашены ворота… Ну, а самые любопытные непременно поинтересуются: «А вам зачем?»… А затем, что в каждом селе или деревне есть люди, о которых есть что рассказать на страницах «районки». В этот раз мы спешили на встречу с многодетной матерью, 68-летней Мариям Жекеновой...
К нужному дому мы подъехали чуть позже назначенного часа. Причиной стала незапланированная «фотосессия» животных: разве можно проехать мимо и не запечатлеть огромный табун лошадей, свободно бродящих в черте населённого пункта? Кстати, это постоянная «головная боль» главы поселения, «вылечить» которую может только владелец непарнокопытных. Но пока с этим туго, если не сказать - никак…
- Коней снимаете? А зачем?
Обернувшись на приветливый голос, видим мужчину с улыбкой на добром лице. Заглушив мотор, он вышел из автомобиля:
- Вы случайно не к Мариям Жакеновой приехали?
- Да, её дом ищем...
- Так давно вас ждём! Я её сын...
…Судя по приоткрытой калитке, нас действительно заждались. В большой и просторной ограде нет ничего лишнего, хоть в футбол играй. Ровный ряд подсобных помещений закрывает от постороннего взора остальную территорию усадьбы, уходящую за пределы двора. Скорее всего, там огород или ограждение для скотины… Поднимаемся на высокое крыльцо, входная дверь распахивается, и... прямо с порога окунаемся в атмосферу семейного благополучия. Особый смысл несёт в себе поговорка, что казахи не запирают двери в ожидании гостей и добрых вестей. И кто хотя бы однажды бывал у них, подтвердит - они рады любым гостям, как приглашённым, так и тем, кого не ждали. Гостеприимство – это не просто образ жизни - это у них в крови.
Знакомимся, осматриваемся… В светлых комнатах образцовый порядок, их достаточно, чтобы всем хватило места. В самой просторной принимают гостей. Здесь ничего лишнего, всё по-минимуму - диван, телевизор, кресло... На стене висит роскошная шкура рыжей лисы и струнный щипковой музыкальный инструмент казахов - домбра... Негромкий детский смех, кошка, свернувшая на стуле клубочком в обнимку с котенком, аромат свежезаваренного чая, горячей выпечки и просто уютные мелочи создают ощущение маленького мирка, в котором так хорошо и спокойно.
…Независимый кочевой уклад жизни прежних казахов давно канул в прошлое, поэтому аула, где появилась на свет наша героиня, уже тоже нет на карте Голышмановского района. В настоящее время она живёт со старшим сыном Ерсаином, его жену зовут Айна, а пятилетнего сына Данияр – внук бабушки Мариям. Ну, а об исчезнувшем родовом гнезде сейчас только остаётся вспоминать – с лёгкой грустью, теплотой и трепетом…
- В ауле было всего пять или шесть домов, - рассказывает женщина. - У отца было две жены, а у нас, стало быть, две матери. Я из первой семьи, где было двенадцать детей. В «параллельном» браке родились брат и сестра. Мы жили по соседству. Отцовские жёны между собой не просто ладили, а были чрезвычайно дружны, поддерживали друг друга, и нас, детей, любили одинаково, воспитывая в духе национальных традиций… Всех вырастили, выпустили во взрослую жизнь.
…Шли годы. Как уже упоминала наша героиня, селение было небольшое, и все дети вместе играли, а когда достигали брачного возраста, то спутников жизни им выбирали… родители.
Вот и Мариям сосватали за Мухометьяна, которого она знала с малолетства. Собеседница не скрывала, что замуж вышла не по романтической и страстной любви, о которой пишут книги и снимают фильмы, тем не менее, союз был долгим и счастливым, а самое главное – крепким. Почти полвека прожили они душа в душу, немного не дотянув до золотой свадьбы, которую так мечтали отметить…
- Вот уже пять лет, как его нет - внезапно заболел и умер... - вздохнула рассказчица, и вновь вернулась к воспоминаниям первых лет замужества.
Новобрачную молодой муж привел в родительский дом, где жили его восемь братьев и сестер, мать и её старенькая свекровь.
- Всем места хватало, в мире и согласии жили, а иначе и быть не могло: большая семья может жить только так - уступать, почитать, понимать, заботиться друг о друге, - делится житейским опытом наша мудрая собеседница.
Через год в молодой семье появился первенец... А всего Жекеновы дали жизнь семерым детям, пятеро из них родились в ауле. А поближе к «цивилизации» перебрались по обоснованной причине: дети подрастали, пришло время давать им знания, и каждый день возить их из аула на занятия и обратно, нереально.
Сначала поселились в деревне Октябрьская, где была начальная школа, потом переехали в Красноорлово... После окончания школы всем четырем дочерям дали высшее образование, ну, а сыновья, видимо, не стали хватать звёзд с неба: получили профессии трактористов, водителей, да так и живут по сей день в Красноорлово, семьями обзавелись, детей воспитывают...
- Моя внучка Гульмира в Астане на врача выучилась, - с оттенком гордости произносит Мариям, и поворачивается в сторону сына и снохи, которые во время нашей незатейливой беседы, почтительно молчали.
- Это наша старшая 24-летняя дочь, - покивал отец семейства.
Я даже не пыталась скрыть своего удивления по поводу внушительной разницы между рождением их детей, ведь Данияру всего пять лет…
Супруги заулыбались, бабушка тоже. Наверное, слышат они это не впервые.
Ерсаин со смешинкой в глазах охотно пояснил, что это ни что иное, как обдуманный «стратегический» ход:
- А кто позаботиться о нас, родителях, когда мы достигнем преклонного возраста? Конечно, младший сын!
Задаём традиционный вопрос бабушке – сколько же у неё всего внуков? От прямого ответа женщина ушла, сказав, что точную цифру называть нельзя - не положено…
- Пусть будет шесть или семь – так и запиши!
Во время беседы заглянул в гости к бабушке ещё один внук – Бауржан, который недавно закончил медицинский колледж и стал дипломированным фельдшером.
Вообще, тенденция такова, что продолжатели рода Жекеновых, в основном, юристы или врачи.
- Держите ли вы хозяйство?
- Небольшое, - отозвался Ерсаин.
Оказалось, что в эти «рамки» вмещаются четыре коровы, столько же лошадей, несколько десятков баранов... Могу лишь присовокупить, что хозяйская скотинка Жекеновых уж точно не бродит по деревне без присмотра...
Мы прощаемся... Принимаем в гостинец огромный кусок тёплого пирога, испытывая чувство неловкости от того, что из-за нехватки времени отказались от традиционного чаепития – не обидеть бы гостеприимных хозяев…
- Моя бабушка вырастила не одно поколение, в том числе и меня, - сказал напоследок Бауржан. - Воспитывала строго, не баловала... Хотя… Очень добрая, отзывчивая, а когда был студентом, всегда помогала, поддерживала. В общем - лучше её не найти!
Все дети и внуки бабушки Мариям чувствуют себя по-настоящему любимыми, нужными близким и окружающим. И в этом – преемственность поколений, абсолютно нормальная семейная история…