Медиакарта
3:40 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Все регионы – в гости к нам!

09:00 | 13 декабря 2017
Источник: Призыв

Нам, юргинским журналистам, вместе с коллегами из других районных СМИ посчастливилось стать участниками финального этапа XVI всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-регион-2017», который проходил в Тюмени на протяжении четырёх декабрьских дней.

Для справки
ТЭФИ – российская национальная телевизионная премия за высшие достижения в области телевизионных искусств, учреждённая фондом «Академия российского телевидения».
В марте 2001 года фондом «АРТ», национальной ассоциацией телерадиовещателей, общероссийской общественной организацией работников СМИ «МедиаСоюз» и автономной некоммерческой организацией «Интерньюс» было принято решение об учреждении и проведении Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион». Право принимать участие в нём имеют только региональные телекомпании. Награда победителю конкурса «ТЭФИ-Регион» аналогична награде национального конкурса «ТЭФИ» – бронзовая статуэтка древнегреческого поэта и музыканта Орфея, разрывающего себе грудь и играющего на струнах души. Персонаж древнегреческой мифологии, символизирующий муки и радость творчества, создан скульптором Эрнстом Неизвестным.

Встречи на тюменской земле

Безусловно, для нас всех это было незабываемо! Где ещё представится возможность общения с профессионалами медиаиндустрии, с целой плеядой именитых звёзд, таких как генеральный директор фонда «АРТ» Этери Левиева, его президент Александр Акопов, генеральный директор «ТелеАльянса» Эжен Щедрин, телеведущая и художественный руководитель программы «АБВГДейка» Татьяна Черняева, теле- и радиоведущий Михаил Кожухов, ведущий телеканала НТВ Сергей Майоров, телеведущий Алексей Лысенков, директор дирекции документального кино Светлана Колосова, тележурналист, режиссёр, продюсер телекомпании «Формат ТВ» Оксана Барковская? Да и для Тюмени, которая давно уже из «столицы деревень» стала «столицей Сибири», это грандиозное событие.
Напомню, полуфинал «ТЭФИ-Регион» состоялся в Калининграде. Как прозвучало из уст членов жюри, на конкурс поступило 573 работы от 165 телекомпаний из 84 населённых пунктов. Для данного национального конкурса это тоже своего рода победа – рекордное количество заявок (пять лет назад, например, насчитывалось 525 работ). А для конкурсантов, приехавших в Тюмень из Пензы, Перми, Екатеринбурга, Тулы, Волгограда, Казани, Хабаровска, Владивостока, Омска – здесь нужно ставить троеточие, главными критериями отбора их работ были оригинальность, креативность и новизна идеи.
Сразу скажу, в рамках заключительного этапа проходили мастер-классы «Как с небольшим бюджетом сделать местные новости рейтинговыми», «Как придумывают и воруют форматы», «Связь между сенсацией, рейтингом и качеством», питчинг оригинальных телеидей, презентация сериала «Тобол». Велась дискуссия экспертов на тему будущего телевидения, в рамках которой была дилемма: «старое ТВ» или новые технологии, информация или развлечение, цензура или самоцензура. Третейским судьёй при этом выступал замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, который отметил: телевидение без рейтинга существовать не может, зритель платит – ему выбирать, что смотреть; выбор между информацией и развлечением – конечно, второе, даже информацию нельзя подавать скучно; выбор между цензурой и самоцензурой – также в пользу второй, так как цензура в России по Конституции запрещена, а вот самоцензуру никто не отменял, она называется «редакционная политика».
Рассказать обо всём, что было сказано и показано за четыре дня, невозможно. Да это и не нужно, так как многое, о чём шла речь на тех же мастер-классах от ведущего программы «Время» на Первом канале Виталия Елисеева, генерального продюсера телекомпании «Наш взгляд» и продюсера программы «Смак» Николая Билыка, теле- и радиоведущей Яны Поплавской, скорее обучающая программа для журналистов.
А вот на публичной презентации проектов в рамках заявленного «питчинга оригинальных телеидей» можно остановиться.

Питчингуя новые идеи

Начну с того, что питчинг – это презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект. Защищать свой проект перед высоким московским жюри, которое не пропускает ни одной реплики, цепляется за каждую высказанную мысль, – ответственно и волнительно. Причём ответственность возрастает кратно (не говоря уже о волнении), когда за спиной экспертов – профессиональная аудитория.
Но все три участника питчинга достойно прошли испытание, уверенно отвечали на вопросы. Вероника Бердина из Новосибирска представила свою идею программы «Спорт на карте», Файля Шарыпова из Тулы рассказала о социальном проекте для одиноких, призванном помочь престарелым людям и инвалидам, Рустем Аднабаев из Уфы и его двое потенциальных заводных и юморных молодых ведущих защищали проект туристического шоу «Идеи мира». Трэвел-шоу, которое предполагает делиться со зрителями способами ведения бизнеса в эфире, было встречено одобрительными аплодисментами участников питчинга и активным обсуждением экспертов. Несмотря на то, что из троих участников лишь один станет победителем, проигравших здесь не было: каждый получил совет от высококлассных профессионалов – мэтров отечественного телевидения. Так, уфимцам предложили по-другому поднести идею, взяв за основу не идею о путешествиях в поисках зарабатывания денег, а донести до зрителей мысль: делать бизнес – это легко.
Подводя итоги, Александр Акопов отдал должное региональным журналистам, у которых рождается много идей, достойных внимания федеральных каналов.

Мнение
Ирина РОМАШКИНА, специальный корреспондент ИА «Тюменская линия»:
– Я работаю в правительственном СМИ. Питчинг был очень интересным, насыщенным мероприятием. Жюри отметило, что конкурсантам не хватило подготовки. Важным было представить идею визуально, тем более, если речь идёт о конкурсе телевизионном. В этом плане ребята из Уфы в более выгодном свете, они показали себя в роли ведущих, презентовали проект ярко. С точки зрения идеи, «зацепил» социальный проект, но минус его в том, что работа журналиста отходит на второй план, уступая место благотворительности. Можно найти, на мой взгляд, другой подход, рассказав, например, о работе волонтёров.

Сусанна Альперина, обозреватель «Российской газеты»:
– По питчингу. У нас практически нет презентаций по телепроектам. То, что Академия российского телевидения их не первый год организует, – чрезвычайно важно. У нас есть питчинг сериалов, его делает компания Александра Акопова. Она пичингует новые идеи сериалов. Плюс канал «ТВ-3», который запустил шоу «Быть или не быть». Каждый из сегодняшних трёх проектов по-своему понравился. Проект про спорт – захотелось рассказать о нём каналу «Матч ТВ». Проект про одиноких людей – опуская развлекательную телевизионную составляющую, понимаю, как важно одинокому человеку общение. Задорный проект молодых людей «Идеи мира» – трудно «переплюнуть» наш канал «Пятница» с шоу «Орёл и решка», не говоря о том, что у нас есть ещё Первый канал, Дмитрий Крылов, и другие, но их идея трэвел-шоу совместно с бизнесом, считаю, прогрессивная. Это то, на что направлен взгляд телевидения. С 11 декабря на НТВ будет шоу стартапов «Идея на миллион» (стартап – это новый бизнес-проект, который создаётся с целью извлечения прибыли после его развития – прим. автора). Стране необходимы новые бизнес-идеи, молодые бизнесмены.
По кинофильму. Историческая тема популярна. О «Тоболе» видела чуть больше, чем сегодня показали, на Всероссийском съезде журналистов «Вся Россия» в Дагомысе два месяца назад, я там как раз выступала с лекцией по телевидению. Материалы меня впечатлили, поэтому сегодня пришла ещё раз на презентацию сериала «Тобол». Видна кропотливая работа. Огромный размах картины, сделано очень красочно, сильная литературная основа.

«Тобол»: масштабный проект

Художественный фильм «Тобол» режиссёра Игоря Зайцева – об истории освоения Сибири во времена Петра Великого, о первом губернаторе Сибири Матвее Гагарине и русском просветителе Семёне Ремезове – уникальном человеке, сибирском Леонардо да Винчи. Только представьте, бюджет фильма составляет около 450 миллионов рублей, один лишь костюм Петра I, сшитый золотошвейками, обошёлся в 200 тысяч рублей! Первый кадр – реальная картина, а не нарисованная – торговые ряды, построенные в начале XVIII века Семёном Ремезовым. А начинался данный культурологический проект в городе Сургуте, в региональной кампании «СургутИнформ-ТВ». Был получен грант Фонда Кино, с Первым каналом заключён контракт, по которому в мае 2019 года проект должен быть готов. Автором музыки стал известный тюменский бард Сергей Ломакин. Стихи написал советник губернатора Тюменской области Александр Новопашин, который помогал кинематографистам в подготовке и проведении съёмок фильма и сериала «Тобол». Вот такие интересные подробности поведал участникам встречи продюсер фильма и генеральный директор ТРК «СургутИнформ-ТВ» Олег Урушев. Он презентовал журналистам так называемый тизер – рекламное сообщение, построенное как загадка, создающее интригу вокруг фильма. Рассказал об идее создания фильма, сильном актёрском составе, в который вошли Дмитрий Дюжев, Дмитрий Назаров, Евгений Дятлов, Сергей Степанченко, Павел Табаков, Юлия Макарова, раскрыл некоторые секреты съёмок в Тобольске.
Великолепный дизайн, использование компьютерной графики. Фильм получился динамичным, как заметил Олег Урушев, клиповое мышление популярно в молодёжной среде.
«Московские компании редко выбираются за пределы столицы из бюджетных соображений, а сюжеты редко требуют выезда, поэтому мы будем поощрять создание художественного кино в регионах», – сказал в интервью журналистам после презентации Александр Акопов.

Во-первых, праздник, конкурс – во-вторых

Церемония награждения победителей во Дворце культуры «Нефтяник» – то, ради чего в конечном счёте всё было организовано. Красочно, торжественно, захватывающе и интригующе – впрочем, как всё, что касается подобных масштабных мероприятий. Как журналист, отмечу безупречную работу коллег – съёмочной группы, детально и на самом высоком уровне отработавших торжественную церемонию вручения «Орфея».
В зрительном зале плечом к плечу – именитые ведущие, известные в телеиндустрии журналисты и начинающая молодёжь, москвичи и участники конкурса из южных регионов, Урала, Сибири, Дальнего Востока.
Собравшихся приветствовал губернатор Тюменской области Владимир Якушев. С подведением итогов заключительного этапа XVI всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-регион-2017» выступил президент фонда «Академия российского телевидения» Александр Акопов. Он отметил не только возрастающие требования к работе телевизионщиков во всей стране, но и новые возможности, которые способствуют росту уровня их компаний. Награждение победителей вели телеведущие Сергей Майоров и Анастасия Заворотнюк.
Не буду называть участников, попавших в тройку лидеров по итогам полуфинала, как и победителей, имена которых можно найти в интернете. Скажу только, что «Орфей» разлетелся по всей стране: Москва, Омск, Волгоград, Астрахань, Тюмень, Салехард, Ижевск, Казань, Красноярск… Кроме того, были учреждены специальные номинации – «Планета наша – хрупкое стекло», «Питчинг идей» – и специальные призы от АРТ – за телесериал «Маргарита Назарова» (его получила исполнительница главной роли Ольга Погодина), за личный вклад в развитие Российского телевидения (присуждён безвременно ушедшей из жизни актрисе Вере Глаголевой, награду вручили дочери – актрисе Анне Нахапетовой), за личный вклад в развитие регионального телевидения (его получил генеральный директор телерадиокомпании из Екатеринбурга Владимир Злоканов).
Выходившие на сцену счастливые обладатели бронзовой статуэтки Орфея говорили о важности конкурса среди региональных телевизионных СМИ. При этом слово «праздник» звучало намного чаще, чем «конкурс». И это правильно. Уже само участие во всероссийском телеконкурсе – победа!
Эстафету конкурса «ТЭФИ-Регион» Тюмень передаёт Самаре…

Автор: Ольга Коновалова. Фото Ирины Платоновой