Медиакарта
4:02 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Алымка - чёрная река

Смолокурня

Смола с глубокой древности использовалась для защиты дерева от гниения и придания ему водоотталкивающих средств. В Европе и на территории современной России не только корабли и лодки, но также и лыжи, сани, бочки и другие изделия покрывали и пропитывали разогретой до кипения сосновой смолой. Это вещество создано самой природой, чтобы предохранить древесину от разрушения. Оно формирует особые живые клетки в сердцевине ствола, которая в основном состоит из мертвых клеточных стенок, нуждающихся в защите от бактерий. Со временем смола заполняет эти целлюлозные трубки, древесина тогда становится заметно тяжелее. Больше всего смолы накапливается в комлевой части, пнях, корнях сухостойных сосен. Их и используют при смолокурении.

Пристав к берегу и поднявшись на него, увидели холм высотой от 1,5 до 2 метров с закопанной емкостью диаметром 1,5 метра с заклепками сверху и снизу. Она удивительно чистая, годами отполированная дождевыми потоками. К низу ем кость сужается, переходя в трубу диаметром 0,8-1,0 метр. Внешне это напоминает бочку на паровозе. У подножия холма располагалась топка. В емкость закладывалось сырье для смолокурения и плотно закрывалось своеобразной крышкой, которая в нашем случае не сохранилась. Процесс смолокурения был длительным. Нужно было всё время сидеть и пристально следить за огнем, не прерывать и не останавливать этот процесс, т.е. практически высиживать.

Позднее нам удалось увидеть недалеко от Алымского моста еще одну смолокурню с хорошо сохранившимся оборудованием. На холме тоже был вкопан котел диаметром 1.5 метра и такой же высоты. Топка внутри обложена кирпичом. Подобные сооружения можно встретить и в других местах района. Судя по месту расположения смолокурен, можно сделать вывод о том, что смолокурением занимались не только крестьяне, но и спецпереселенцы.

Продукты смолокурения использовались для защиты обуви, одежды, для заживления ран у животных, для обработки сбруи для гужевого транспорта. Обработанные смолой сети быстрее тонули и не приходили в негодность, как говорили тогда «не прели» и, как правило, в них хорошо ловилась рыба.

Где-то посредине пути между мостом и Нижней Рыньёй находилось селение Ермаково, якобы названное так потому, что здесь побывал Ермак со своими казаками. Думаю, что вряд ли это было возможно, так как Ермак проходил по Иртышу. Нам не удалось также найти Чарлоки, что в переводе с татарского означает «чайка». В годы репрессий, здесь в 3 бараках жили лесозаготовители. Подошла пора перейти к следующей странице нашего повествования.

Нижняя Рынья и Верхняя Рынья (на родине Н.П. Амышева)

На расстоянии 100 километров от Алымского моста вверх по Алымке на левом ее берегу находится бывшая деревня Нижняя Рынья, родина нашего проводника Н.П. Амышева. Он не был здесь около 5 лет, и сейчас совершенно не узнавал место. От некогда могучей лесной поросли сохранилось единственное сухое дерево, на котором свила свое гнездо пара орлов. Мы явно нарушили их покой, так как птица покинула свое гнездо и начала парить над молодым лесом. Через некоторое время она успокоилась и вернулась в гнездо.

На месте деревни в 50-е, начале 60 годов стояло около 25 домов, где проживали семьи Арзамазовых, Тарановых, Полукаевых, Пановых, Козловых, Амышевых, Фоминых и других. В одном из домов жили 3 сестры с мальчиком. Их почему-то называли в деревне монашками.

В селении имелись медпункт, начальная школа, клуб. Одним из школьных учителей был Алексей Васильевич Панов, отправленный сюда за то, что случайно на охоте убил на реке Демьянке ханта, приняв его за лося. После этого трагического случая он никогда больше не брал в руки ружья. Радиоузлом, приводимом в движение ветряным двигателем, управлял Таранов. В 1967 году была установлена дизельная электростанция, а до этого выдавали по норме 1 литр керосина на месяц на семью. Конечно, этого было недостаточно и поэтому для освещения использовали лучину. В середине 60-х годов в Нижней Рынье появился первый трактор ДТ - 75. Для всех жителей это была настоящая диковинка.

Амышев Н.П. родился в 1957 году в семье Петра Степановича и Феоны Леонтьевны. Отец и дед были уроженцами д. Нижняя Рынья. Дед Степан Прокопьевич Амышев был женат на Марфе Моисеевне из Ушаровского сельского совета. Он служил в царской армии, погиб в первые дни Великой Отечественной войны. Мать была из Курганской области из семьи репрессированных старообрядцев. Отец матери отсидел в тюрьме 7 лет за то, что не отремонтировал за ночь трактор. После тюрьмы бежал в Рынью, чтобы скрыться подальше от «цивилизации». Отец Николая в 17 лет ушел на фронт, прибавив себе год в военкомате. Всю войну проносил у сердца, написанную матерью молитву и вернулся домой живым. Встретился с Феоной, и в 1953 году они поженились. Пётр Степанович стал работать охотником, а Феона Леонтьевна в рыболовецком колхозе. Они вырастили вместе 6 детей.

Система заболотных озёр включает большое количество разных по величине озёр. За каждым рыбаком закрепляли рыболовные угодья. Рыбаки ловили карасей, доили икру в лукошко и отпускали его в воду, чтобы не съели гольяны. Уловы карасей были богатые. В тонь попадало до 32 тонн рыбы. Караси-колокши были весом до 2 килограммов. Рыбу окунали 2 раза в крутой рассол и вялили в апреле-мае до появления мух. Из голов убирали языки, нанизывали их на шампуры и подсушивали на солнце. Это блюдо было настоящим лакомством для детей. Карасей складывали в кипы и хранили у себя, а затем транспортировали для продажи, вывозя к Алымскому мосту.

Охотники предпочитали весной коптить лосятину в банях по-черному. Мясо также окунали в крутой рассол, коптили, а затем сушили на крыше. До охотников доводились планы. Семья Амышевых за год должна была сдать 1 000 косачей. Косач стоил 1 рубль 80 копеек. Бывало, охотники в годы войны сдавали вместо косачей сорок. Глухари прилетали прямо на крыши домов. Весной на лето обычно заготавливали и засаливали по 2 бочки уток на семью.

В июне мужчины и женщины заготавливали кору липы для изготовления мочала. Складывали в виде плотов и притапливали на мысу, расположенном вверху от Нижней Рыньи, вымачивали месяц. Затем отдирали кору от волокнистой основы и получалось мочало. Из него делали мешки, попоны для лошадей, веревки для гужевого транспорта и бытовых нужд, а также кули - большие мешки под рыбу. Женщины ткали рогожи на станках. В большом количестве заготавливали дубильное сырье из коры ивы и тала на сдачу государству и себе для выделки кожи домашних животных. Много делали лодок-осиновок, саней для рыбалки и охоты.

В 1969 году Николай уехал учиться в школу-интернат в село Байкалово. Через 2 года семья переехала в Черпию. 7 и 8 класс заканчивал уже в Алымке. В 1976 году деревни не стало, жили здесь только лайтамаковские охотники во время охотничьего сезона. Часть жителей уехала в село Ачиры, а большая часть рыньинцев переехала в Уватский район.

От Нижней Рыньи, расположенной на возвышенности на левом берегу реки и покрытой зарослями сухой крапивы, сохранилось 2 строения.

Первый дом, расположенный почти в центре, пятистенок родителей и дяди Николая Петровича. Нам впервые удалось увидеть дом с окнами на все четыре стороны. На южной стене повернутой к реке расположены 5 окон с резными наличниками и больше по размеру, чем остальные, на северной прорублено всего 1 окно рядом с дверью, 2 окна выходят на запад и 1 - на восток. Окна были украшены наличниками только со стороны реки. Крыша обвалилась и хорошо просматривались тисы из бересты на потолке с насыпанной сверху землей. Один из наличников удалось снять с большим трудом и сейчас он находится в фонде музея.

Второе строение, скорее всего сруб размером 8,5х18 метров с дверью, расположенной с северной стороны, стоит у леса, на берегу на западной окраине бывшей деревни. Он предназначался для жилья зекам, которые должны были заниматься заготовкой леса, но барак, заложенный в 2000 году, так и не достроили.

До сих пор почти в центре деревни находится Нарчанский или Ведьминский ручей, где располагается дискомфортная зона. Раньше жители говорили о видениях около ручья.

В первый день нам удалось заложить несколько разведочных шурфов. Культурный слой был толщиной от 20 сантиметров до 1 метра 10 сантиметров, но ничего интересного обнаружить не удалось: обломки кирпичей, стекла, посуды, кожи, металла. Во второй день, это был день рождения Зои Васильевны, решили произвести разведку в другом месте и нам просто повезло, удалось найти керамику, относящуюся ко II тысячелетию до нашей эры. Это ранний бронзовый век или даже энеолит. Значит, эта территория привлекала людей с давних времен.

В Нижней Рынье сделали 2 ночевки. Мы с Зоей Васильевной и Любовью Николаевной прекрасно устроились в каюте, где наш водитель Володя Венгерский устроил для нас с помощью сподручных средств удобные спальные места. С Володей нам повезло, он очень внимательный и деликатный человек.

Мужчины установили на берегу 2 палатки, соорудили стол. Мы провели за ним 2 замечательных вечера, слушая и записывая воспоминания Николая Петровича. За это время вниз по реке по течению прошли 4 лодки из Ачир. От проплывающих мужчин узнали об остяцком происхождении названий поселений и речушек Рыньи, Таутли, Каффы, Кулунгуча и Черпии. Они же сообщили о том, что Ачиры возникли в 16 веке.

Николай Петрович никак не мог уснуть, перед глазами всплывали воспоминания далекого детства, а чаще всего на память приходили его друзья и тот трагический случай. Он вместе с сыном учителя Серёжей Пановым и еще с одним мальчиком, с которыми учился в начальной школе, в Пасху пошли за коровами к реке Рынинке, расположенной от деревни на расстоянии нескольких киломе тров. Коля по дороге решил срубить осину с дуплом, чтобы добраться до гнезда и попросил друзей пригнать и его корову. Но вернулся только один мальчик, а Серёжа потерялся в лесу. И только через месяц в лесу нашли сапожок Серёжи Панова, которого съел медведь.

Бродя по брошенной людьми деревне, Амышев вышел к лесочку на берегу и неожиданно наткнулся на 4 ванны, сделанные кабанами. Кабаны спасаются в них от паразитов. Днем мы все вместе внимательно рассмотрели ванны, вырытые в белой глине. Две из них были уже загажены, а в остальных животные побывали примерно день назад.

Нам также очень хотелось увидеть цветы белого шиповника, о котором рассказал Николай Петрович, но он еще пока не зацвел к этому времени.

Верхняя Рынья, где Николай Петрович не был почти 50 лет, находилась примерно в 15 километрах выше Нижней Рыньи. По пути к ней нам удалось рассмотреть копанку длиной 10 метров и 2 метра шириной. Лодка смогла легко пройти по ней, сократив расстояние, а наше судно застряло и пошло по длинному пути. Эту копанку наш проводник помнит с детства. Подобные каналы не редкость для народов Сибири, их копали как остяки, так и татары.

К сожалению, в Верхней Рынье не сохранилось ни одного строения. Это поселение было меньше размером, чем Нижняя Рынья и тоже находилось на возвышенности, которое проводник образно назвал «лбом». В результате 2 лесных пожаров исчез могучий кедровник, росший на краю деревни. В кедраче раньше располагалось кладбище, на котором были захоронены родственники Николая Петровича. К сожалению, от могил не осталось никаких следов, куда бы он мог положить привезенные с собой цветы. Вместе с Виктором Ивановичем Игнатченко они установили на берегу реки большой деревянный крест с букетом цветов в память о сгоревшем кладбище. Этот крест стоит сейчас как памятный знак о существовавшей здесь некогда русской деревне. В закладке шурфов в Верхней Рынье нам активно помогали Виктор Иванович с Николаем Петровичем. К большому сожалению, все находки датируются 19 и 20 веками.

В 25 километрах выше от Верхней Рыньи, на 159 километре реки Алымки в нее впадает река Иземетка. Длина реки составляет всего 48 километров. Именно здесь расположены захоронения, о которых сложены легенды. Откроем последнюю страницу, прочитанную нами об истории реки Алымки.

Легенды заболотных татар

Среди тюркского населения Тоболо-Иртышского междуречья в отдельную группу выделяются заболотные татары. По мнению ученой В.В. Храмовой, появление здесь татар относится к последней четверти ХVI в., т.е. к периоду завоевания Москвой Сибирского ханства, когда сюда бежит часть «кучумовских татар». Известный сибиревед Н.А. Томилов считает, что «отдельные семьи тюменских и тобольских татар бежали в ходе колонизации Западной Сибири в болотистые районы левобережья Тобола и Иртыша, но задолго до их появления там жили не только угры (ханты, манси), но и тюркские группы». У заболотных татар сохранились предания о сыпырах - народе, который жил в этих краях до татар. По преданию заболотных татар, сыпыры были очень маленького роста - «с рукавичку», «сорок человек входило в один горшок».

Бывший глава села Ачир - Сафар Тимералиевич Маметов, ныне житель села Уки, уроженец деревни Иземеть, рассказал мне следующую историю: «Когда я учился во втором классе, то вместе со своими друзьями Бахтиевым Абубакиром и еще с одним, его уже нет в живых, ловили барсуков в норах, на том месте, где по преданию, были захоронены богатыри Сангр и Мангр. Круглые захоронения находятся друг от друга на расстоянии 5-6 метров. Мы нашли там выкинутые барсуками маленькие кости и положили их обратно в норы. На следующий год снова нашли кости на поверхности земли. Примерно в 1967 году приехали 2 археолога из Москвы и провели раскопки могильников. А потом совершенно случайно увидел по телевизору передачу «Очевидное и невероятное», где ведущий сообщил, что в ходе раскопок на реке Иземеть были найдены захоронения гномов».

Местные же жители рассказывают легенды о богатырях. О том, что татары жили здесь уже во время Кучума, повествует легенда о Сангыре и Мангыре. Согласно ей, два брата - Сангыр и Мангыр после падения своего ханства пришли в Сибирь на службу хану Кучуму из далекой Астрахани. Но Кучум их на службу не принял и прогнал, сказав, что ему не нужны предатели: «Земля большая - живите где хотите, найдите, где укрыться, если боитесь русских». Пришли они в Заболотье. У одного из них жена была татарка, а у другого - хантыйка. Это были очень высокие люди, обладавшие удивительными способностями: когда один пахал землю, другой мог его слышать и разговаривать с братом на расстоянии 20 километров. Братья обладали огромной физической силой. Так, однажды братья поставили на огонь чайник, и пока вода в чайнике закипала, выкопали речку Иземетку.

В легендах сообщается о вой-нах, которые вели богатыри на этих землях с остяками (хантами). «От этих войн люди, жившие здесь, разбежались по другим землям». Места сражений Сангыра и Мангыра с врагами имеют свои названия. В преданиях рассказывается о том, что братья богатыри были основателями д. Ачиры.

Быстро пролетели эти 4 незабываемых дня в экспедиции, но они позволили нам узнать много нового и интересного об истории нашего края. И еще раз хочется сказать большое спасибо В.Ф. Слинкину - удивительному человеку, так понимающему необходимость более глубокого изучения истории края и так много делающего для этого.

Фото З.В. Новиковой

К другим новостям "Уватских известий"


Автор: Л.А. Телегина